Картина В.Серова (ст.) 'Муром. 1905 год' будет одним из лотов аукциона в Галерее советского искусства.
Завтра, 17 апреля, в 15.00 в Галерее советской живописи состоится третий аукцион советской живописи «Back in the USSR». На предстоящие торги по традиции будет выставлено 72 работы русских художников середины прошлого столетия, однако нынешнюю коллекцию от двух предыдущих будет отличать особый, по-весеннему красочный колорит и типично «советская» тематика. Среди топ-лотов аукциона будут представлены работы В.Горского («На базаре», 1946 и «Деревня Золотица», 1940-е), И.Коваленко («Цветение», 1976; «Пейзаж с избушкой», 1961; «Цветы у окна», 1975), П.Андрианова («Крым. Гурзуф», 1950-е), Н.Гвоздева («Исаакиевский собор», 1985), В.Коновалова (эскизы для панно станции метро «Киевская», 1950-е), А.Бородина («Чапаевич», 1954) и многих других мастеров русской школы XX века, как никогда ранее востребованных сегодня представителей и продолжателей традиций «академического стиля» советской эпохи.
Действительно, на современном российском арт-рынке вычленить какую-либо безусловную тенденцию трудно – в мультиформальный период ничто не бесспорно и ни одно течение не может претендовать на господство. Люди в равной степени готовы платить как за скетч Бенуа, так и за образец самой радикальной соцреалистической живописи. В то же время надо признать, что русское искусство середины прошлого века получило сегодня самое настоящее «второе дыхание»: с тех пор как рыночный энтузиазм в России сменили более-менее цивилизованные формы торговли, русский покупатель вопреки, казалось бы, тотальной моде на всевозможные нестандартные формы современного искусства стал проявлять интерес к классической станковой живописи. Которая, в свою очередь, за время своей многолетней опалы не только не выпала из общеевропейского культурно-исторического контекста, но и существенно выросла в цене.
Надо сказать, что Галерея Леонида Шишкина – первая московская коммерческая галерея, которая с 1999 г. стала регулярно проводить в столице профессиональные открытые аукционы, – еще в начале мая прошлого года впервые за все свои пять аукционных сезонов зафиксировала беспрецедентный по интенсивности подъем интереса россиян к русской национальной живописи середины прошлого века. Для сравнения: если с июня 2000-го и где-то до апреля 2003 года шишкинские торги посещали исключительно иностранцы, то уже в сентябрьском аукционе 2003-го участвовали 44,4% россиян и 55,6% иностранцев. А к октябрю этого же года соотношение отечественных и иностранных покупателей перевесило в пользу первых даже 50-процентную отметку. Соответственным образом за этот же короткий период перераспределились между россиянами и иностранцами и доли от общего числа бидов: в том же самом октябре наши соотечественники приобрели 70,4% выставленных на аукцион лотов, и лишь 29,6% – иностранцы.
Неудивительно, что такой стремительный взлет интереса к соцреализму со стороны нового русского капитала спровоцировал к концу 2003 года и рост средней цены лотов шишкинских аукционов. Соответственно заметно в качественном отношении поменялась и живопись, представляемая в аукционах на Неглинной: «пятизвездочные» имена, стринги редких на отечественном рынке художников-академиков стали постепенно вытеснять из коллекций эскизную и этюдную живопись, которая по определению не способна конкурировать с серьезными законченными полотнами музейного качества...
Необходимостью сегментировать рынок русской живописи XX столетия по принципу ее практической ценности, вернуть в аукционный зал иностранного покупателя (всегда охотно, но недорого приобретавшего русский соцреализм) и в некотором смысле «воспитать» покупателя русского главным образом и было продиктовано открытие Галереи советской живописи на Большой Дорогомиловской улице в феврале нынешнего года. Сегодня, спустя три месяца, без преувеличения можно сказать, что этот проект доказал свою коммерческую состоятельность. Помимо неплохих результатов первых двух аукционов, уже в апреле к аукциону «Back in the USSR», который пройдет в обычном режиме, добавятся специальные торги, на которые будет выставлена частная коллекция семейной четы Баррэ – французских коллекционеров соцреализма. Подробнее об аукционе «15 лет исследований советской живописи» читайте в одном из ближайших номеров «НГ».