Фигура из декоративного фриза, находившегося в доме Тумановых в Тифлисе.
На целую неделю в марте, с 19 по 28, известная антикварная структура – «Декораторское ателье Марка Патлиса» – перевоплотится в артистический салон начала XX века. Здесь будет показана инсталляция, состоящая из графических работ Сергея Судейкина. Выставка приурочена ко дню рождения художника.
Зрителям представится уникальная возможность познакомиться с единственным полностью сохранившимся циклом монументально-декоративных работ Сергея Судейкина. 25 композиций, исполненных в смешанной технике на верхнем бордюре обоев, представляют собой серию из персонажей комедии дель арте, цветочных гирлянд и античных масок. Роспись исполнена в легкой, эскизной манере, с использованием характерных для творчества художника мотивов. В ней совмещены знаки-образы: маски трагедии и комедии античного театра с персонификациями типов человеческого характера из народного итальянского театра. Прелестные цветочные гирлянды с птицами отсылают нас к стилю рококо. Эти фрески стали последними произведениями, выполненными выдающимся театральным художником перед отъездом из России. В полном составе эти работы будут показаны впервые.
Сергей Судейкин был одним из самых востребованных художников дореволюционной России. Его талант совмещал в себе одаренность живописца и графика, монументалиста и театрального оформителя. Невозможно перечислить всех художников, поэтов, композиторов, актеров того времени, с кем дружил и совместно работал Сергей Судейкин. Он сотрудничал практически со всеми художественными журналами начала века: «Весы», «Аполлон», «Сатирикон». В 1900-е годы создал декорации к спектаклям антрепризы Мамонтова и Театра Комиссаржевской. В 1907 г. в Москве Судейкин вместе с Крымовым, Кузнецовым, Матвеевым, Сапуновым, Сарьяном, Уткиным принял участие в знаменитой выставке «Голубая Роза», обозначившей новое, только что родившееся символистское направление в русском искусстве.
В 1910 г. Судейкин знакомится с Александром Бенуа и вскоре становится постоянным членом объединения «Мир искусств». С этого момента художник осознанно отходит от символизма художников «Голубой Розы» и обращается к мирискусническим сюжетам на пасторальные и галантные темы, а также к образам из итальянской комедии дель арте. Однако в отличие от своих старших единомышленников – Бенуа и Сомова Судейкин проявляет больше иронии и игры в отношении собственных персонажей. Для него это – счастливая возможность почувствовать через образы того времени всю зыбкость грани между театром и жизнью, фантазией и реальностью. Одновременно это и попытка мистифицировать обыденность – «скрыть» ее под маской Арлекина.
Переехав из Крыма в Тифлис в 1919 г., Судейкин моментально вливается в литературно-художественную жизнь тифлисской богемы. Его приглашают расписать стены кабачка «Химериони», других небольших артистических кафе. Стоит отметить, что к тому времени художник имел уже немалый опыт в декорировании подобных заведений. Еще в 1911 г. он расписал стены скандально известного кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. Тогда же, в 1919-м, Сергей Судейкин создает декоративный фриз в фойе домашнего театра Тумановых (Туманишвили), который по счастливой случайности полностью сохранился до наших дней. Именно эти работы и будут представлены в «Декораторском ателье Марка Патлиса».
Художественный синтез, о котором мечтали и к которому стремились многие деятели русской культуры Серебряного века, нашел свое блестящее воплощение в артистических салонах того времени. В проекте-инсталляции «Ателье Патлиса» сделана попытка воссоздать интерьер и саму атмосферу фойе домашнего театра Тумановых, куда приходили известные поэты, музыканты и художники того времени. Это будет своего рода ремейк вечеров, устраиваемых в «Бродячей собаке», «Приюте комедиантов», «Химериони».