0
1025
Газета Антиквариат Интернет-версия

05.03.2004 00:00:00

Монументальный цикл Судейкина

Тэги: судейкин, выставка


судейкин, выставка Фигура из декоративного фриза, находившегося в доме Тумановых в Тифлисе.

На целую неделю в марте, с 19 по 28, известная антикварная структура – «Декораторское ателье Марка Патлиса» – перевоплотится в артистический салон начала XX века. Здесь будет показана инсталляция, состоящая из графических работ Сергея Судейкина. Выставка приурочена ко дню рождения художника.

Зрителям представится уникальная возможность познакомиться с единственным полностью сохранившимся циклом монументально-декоративных работ Сергея Судейкина. 25 композиций, исполненных в смешанной технике на верхнем бордюре обоев, представляют собой серию из персонажей комедии дель арте, цветочных гирлянд и античных масок. Роспись исполнена в легкой, эскизной манере, с использованием характерных для творчества художника мотивов. В ней совмещены знаки-образы: маски трагедии и комедии античного театра с персонификациями типов человеческого характера из народного итальянского театра. Прелестные цветочные гирлянды с птицами отсылают нас к стилю рококо. Эти фрески стали последними произведениями, выполненными выдающимся театральным художником перед отъездом из России. В полном составе эти работы будут показаны впервые.

Сергей Судейкин был одним из самых востребованных художников дореволюционной России. Его талант совмещал в себе одаренность живописца и графика, монументалиста и театрального оформителя. Невозможно перечислить всех художников, поэтов, композиторов, актеров того времени, с кем дружил и совместно работал Сергей Судейкин. Он сотрудничал практически со всеми художественными журналами начала века: «Весы», «Аполлон», «Сатирикон». В 1900-е годы создал декорации к спектаклям антрепризы Мамонтова и Театра Комиссаржевской. В 1907 г. в Москве Судейкин вместе с Крымовым, Кузнецовым, Матвеевым, Сапуновым, Сарьяном, Уткиным принял участие в знаменитой выставке «Голубая Роза», обозначившей новое, только что родившееся символистское направление в русском искусстве.

Еще одна работа Сергея Судейкина из этой монументальной серии.

В 1910 г. Судейкин знакомится с Александром Бенуа и вскоре становится постоянным членом объединения «Мир искусств». С этого момента художник осознанно отходит от символизма художников «Голубой Розы» и обращается к мирискусническим сюжетам на пасторальные и галантные темы, а также к образам из итальянской комедии дель арте. Однако в отличие от своих старших единомышленников – Бенуа и Сомова Судейкин проявляет больше иронии и игры в отношении собственных персонажей. Для него это – счастливая возможность почувствовать через образы того времени всю зыбкость грани между театром и жизнью, фантазией и реальностью. Одновременно это и попытка мистифицировать обыденность – «скрыть» ее под маской Арлекина.

Переехав из Крыма в Тифлис в 1919 г., Судейкин моментально вливается в литературно-художественную жизнь тифлисской богемы. Его приглашают расписать стены кабачка «Химериони», других небольших артистических кафе. Стоит отметить, что к тому времени художник имел уже немалый опыт в декорировании подобных заведений. Еще в 1911 г. он расписал стены скандально известного кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. Тогда же, в 1919-м, Сергей Судейкин создает декоративный фриз в фойе домашнего театра Тумановых (Туманишвили), который по счастливой случайности полностью сохранился до наших дней. Именно эти работы и будут представлены в «Декораторском ателье Марка Патлиса».

Художественный синтез, о котором мечтали и к которому стремились многие деятели русской культуры Серебряного века, нашел свое блестящее воплощение в артистических салонах того времени. В проекте-инсталляции «Ателье Патлиса» сделана попытка воссоздать интерьер и саму атмосферу фойе домашнего театра Тумановых, куда приходили известные поэты, музыканты и художники того времени. Это будет своего рода ремейк вечеров, устраиваемых в «Бродячей собаке», «Приюте комедиантов», «Химериони».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1740
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1755
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1490
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
919

Другие новости