До последних лондонских торгов никто не думал, что скромный непрофессиональный художник Владимир Муравьев ('Глухари зимой') будет стоить около 100 тысяч долларов.
Ноябрьские торги дома Сотбис ожидались с некоторыми опасениями. Ведь после планки, установленной майскими рекордами (полтора миллиона за Кустодиева и миллион за Нестерова), в ноябре можно было ждать либо резкого спада, что, несомненно, ударило бы по русскому антик-рынку за рубежом, либо, напротив, резкой вспышки интереса к русскому искусству в Британии. Тот и другой результат должны были заметно повлиять на русский рынок внутри страны...
Сейчас, когда ноябрьские аукционы уже прошли, можно определить результаты русских торгов скорее как "вспышку". Судите сами. Общая сумма продаж составила 11 млн. 464 тыс. долл. (это абсолютный рекорд русских продаж, выводящий русские торги на уровень крупнейших аукционов национального искусства). Продано 83,81% всех лотов (202 из 243), которые составили 93,88% общей суммы торгов.
Отмечено 7 рекордных мировых продаж для отдельных художников. Вот они. Дважды превысил миллионный рубеж Айвазовский: за 1 000 850 долл. каждое были проданы полотна "Корабли, отплывающие от берегов Константинополя" (109х158; 1874) и "Закат над Золотым Рогом" (120х167; 1866). До 772 тысяч выросла акварель (!) Бакста "Покинутая Эхо" (66х48; 1922). Новый уровень Поленова теперь составляет 543 тысячи - "Пейзаж с колодцем и кипарисами" (132х83 1896). На уровень 353 тысяч вышел Кончаловский - столько стоило его "Купание в полдень" (69х90; 1923). Гуашь (!) Судейкина "Кабак в Тифлисе" (69х66; 1919) достигла 267 тысяч. По 238 тысяч долларов получили полотна Гончаровой "Испанка с розовой магнолией" (69х49) и К.Коровина "Вид бульвара Хауссман в Париже" (65х82). Показательно, и Сотбис отметил это в специальном пресс-релизе по итогам торгов, что все рекордные покупки совершались от лица неких "Private Russian Collectors".
Верится в это с легкостью. В отличие даже от майских торгов, наполненных звуками родной речи, теперь в аукционном зале Сотбис были одни русские лица и русскоязычные восклицания. Снова зал был переполнен: человек 400 сидели и стояли вдоль стен и в аванзале (как едко шутили те, кто вынужден был простоять все 4 часа торгов, "похоже, что места здесь занимают с вечера"). Наверное, треть присутствовавших торговалась за те или иные лоты, да еще около пятнадцати телефонистов принимали горячее участие в биддинге.
Кстати, о телефоне. Наиболее активно работала телефонистка, общавшаяся с клиентами исключительно по-русски. Однажды даже произошло немыслимое на аукционах такого уровня: ведущий с говорящей фамилией Бидделл (Biddell) вдруг замер минуты на полторы-две с поднятым молотком ("проблемы со связью", так объяснил он паузу). Однако особых проблем, помимо интеллектуальных, похоже, не было: телефонистка продолжала по-русски убеждать клиента решиться на что-нибудь, а тот то ли советовался с супругой, то ли, как шутили некоторые, "уже отмечал покупку". В результате ожидания оправдались, торговля продолжилась и была выиграна "частным русским собирателем".
И еще одна характерная черта британских "русских" торгов - встретив за день до аукциона в офисе Сотбис директора русского департамента Джоанну Викери (Vickery), я сразу спросил у нее, будет ли сегодня вечерний прием, имея в виду возможность увидеть и опросить сразу всех операторов нашего рынка. Реакция меня удивила. Джоанна буквально воскликнула: "Все русские, которых я встречаю, спрашивают о приеме. Никого не интересует коллекция, а только - будет ли прием. Сейчас нет, но в следующий раз обязательно устрою!"
Нет смысла перечислять все, пусть даже наиболее значительные, продажи этого вечера. Интересующиеся при желании могут найти результаты торгов на сайте Сотбис. Назову лишь вещи, наиболее мне запомнившиеся. Среди них будут превалировать рекордные цены на художников второго-третьего ряда, ведь даже эти результаты можно назвать шокирующими.
В.Котарбинский "Играют в шахматы" (73х101; 1879) - 64 800 долл. П. фон Франкен "Вид Тифлиса" (72х120; 1866) - 93 тыс. долл. Б.Виллевальде "Русские солдаты подают милостыню цыганам" (43х22; 1886) - 161 700 долл. А.Маковский "Деревенская улица" (70х90; 1917) - 93 тыс. долл. К.Лемох "Две крестьянские девочки" (83х57; 1892) - 68 тыс. долл. Ф.Рубо "Сражение казаков" (108х178; на самом деле это никакие не "казаки", а конные состязания азиатов в чалмах) - 136 тыс. долл. Граф Муравьев "Глухари зимой" (99х142) - 95 тыс. долл. Г.Лапшин "Зимний пейзаж с церковью" (100х155; очень красивое, тонкое полотно) - 54,5 тыс. долл. М.Васильева "Элегантная дама за чаем на морском берегу" (62х50) - 68 тыс. долл. Д.Стеллецкий "Боярышня" (гуашь; 163х60; 1917) - 68 тыс. долл. (эту вещь купил знакомый московский собиратель, считается, что в России цена ее может достигать ста тысяч). А.Яковлев "Марионетки" (темпера; 85х76) - 119 тыс. долл. Александр Бенуа "Прибытие Психеи" (эскиз декорации; акварель; 65х111) - 68 тыс. долл. (купившие эскиз знакомые московские галерейщики очень довольны своей покупкой). Н.Калмаков "Саломея" (картон; 103х83; 1918) - 111 тыс. долл. Д.Бурлюк "Сцена на берегу в Лонг-Айленде" (92х132) - 77 тыс. долл., "Цветы у моря" (92х66) - 82 тыс. долл., "Цветы в зимнюю бурю" (126х100) - 94 тыс. долл.
Апофеозом безумных продаж русского Сотбиса является, на мой взгляд, "Женщина-театр" (75х75), традиционное и очень позднее (1971) полотно А.Тышлера. Оно ушло по верхнему эстимейту за 120 тыс. долл.
...В Лондоне я задавал вопросы многим соотечественникам: что влечет их сюда кроме любопытства и что заставляет приобретать здесь задорого? Галеристы отвечали мне, что здесь "больше материала" и он разнообразней, чем в России. А один коллекционер, приобретший, кстати, пару-тройку не самых дорогих Айвазовских (от 20 до 70 тысяч), сказал, что ездить сюда и покупать здесь самому выгоднее, чем в Москве, где эти вещи станут еще дороже. Кроме того, добавил он, здесь есть драйв, здесь интересно.
Как заявила после аукциона госпожа Викери: "Мы абсолютно восхищены чрезвычайно сильными результатами торгов, которые явились наиболее успешными российскими торгами в истории. Очень успешно конкурировали зал и телефонные покупатели, которые вместе установили несколько мировых рекордов для русских художников. Результаты ясно продемонстрировали мощь российского рынка, который продолжает усиливаться".
Вот на этой оптимистической ноте мне и хотелось бы завершить свой отчет о русском аукционе в Великобритании.
Лондон-Москва