Самый дорогой лот стринга фарфоровых фигурок:пара подсвечников в виде крестьянина и крестьянки, 12 тыс. 700 долл.
На следующий день, 20 ноября, в Олимпия-холл, что в Южном Кенсингтоне, проходил еще один русский сотбисовский аукцион "Russian Works of Art, Faberge and Icons". Традиционно на этих торгах народу бывает поменьше, и, соответственно, ажиотаж не такой, как на живописи. Хотя свои 700 тыс. фунтов (1,1 млн. долл.) этот аукцион выручил.
Вообще публика на "прикладнухе" бывает иная, нежели на картинных торгах. В Олимпии преобладают американцы. То есть русскоязычные дилеры и собиратели из США. Складывается интересная ситуация: большинство лотов, предлагаемых на лондонские прикладные торги, по мнению многих специалистов, имеют именно американское происхождение, то есть привезены из-за океана. И сами же американцы их и покупают, а потом оформляют для вывоза в США (я сам был свидетелем этого). Видимо, они просто "прокатывают" свои вещи через британские торги с тем, чтобы самим же выкупить их за большие суммы (потеряв при этом только процент, уплаченный дому Сотбис), а потом предлагать еще дороже клиентам в США, апеллируя к британскому каталогу.
Как бы то ни было, это совсем иные, гораздо менее интересные торги. Показателем является тот факт, что последние 10-20 лотов аукционатор отстукивал, глядя в зал, где, кроме меня, сидели еще два (!) человека, - торгующийся молодой человек и девушка-наблюдатель. Нас трое, аукционатор с двумя помощниками, да десяток телефонистов... Хотя все равно торги шли четыре часа, как и живописные днем раньше.
По результатам сказать особо нечего. Замечу, что многие специалисты, с которыми приходилось общаться и там, в Лондоне, и здесь, в Москве, выражают сомнения в полной аутентичности выставленных на прикладном Сотбисе предметов. Ну, о серебре с эмалями и без оных и говорить не приходится, - все эти предметы очень похожи один на другой, только клейма разные. Но и фарфоровые фигуры, которых на этот раз (после майского успеха) было более 70 штук, производили странное впечатление, - очень уж похоже у них обработаны основания...
Процент продаж оказался меньше, чем днем ранее: продано 216 лотов из 295 (73%). Назову некоторые наиболее крупные. Лот #34A представлял типичный "хрусталь в серебре" - вытянутое блюдо с головой Черномора и всадником на коне. Жутковатое произведение с клеймом Овчинникова ушло за 17 тыс. долл. Лот # 54 из стринга "Фаберже и безделушки (objets de vertu)" был чайно-кофейным набором 1895 г. в родной коробке с хорошим провенансом. Отсюда и конечная цена - 76,5 тыс. долл.
Со 114-го лота начались фигуры. В среднем цены были примерно вдвое выше московских рыночных, однако каких-то сверхпрорывов не наблюдалось. Наиболее крупными покупками явились: "Гадалка" по модели Данько (19 см) - 4200 долл., "Продавец птиц" (ИФЗ, ок. 1790) - 6400, "Цыганская пара" (Попов, ок. 1885, 26 см) - 6400, "Уличный сапожник с клиентом" (Гарднер, ок. 1880, 18,5 см) - 6800, "Отец и дочь" (Гарднер, ок. 1840, 9 см) - 8500. Высшая цена - 12 750 долл. - уплачена за пару подсвечников в виде крестьянина и крестьянки (ИФЗ, 1855-81, 26 см).
В иконном стринге наивысшие цены платились за греко-крито-венецианские образы. Россия здесь особого интереса не вызвала, кроме двух лотов. Презентационная икона избранных святых в серебряно-эмалевом окладе с клеймом Тарабарова и с надписью Марии Павловне на обороте ушла за 22 тыс. долл. Образ Владимирской богоматери в аналогичном окладе Саламатина поднялся до 34 тысяч.
В "бумажном" разделе дороже всего - за 9300 долл. - ушло парижское издание "История лейб-гвардии Конногвардейского полка" 1938-1964 гг. Наконец. последний мини-стринг составили предметы из мастерской Юрия Анненкова. За все 18 лотов активно торговались в зале и по телефонам, в результате коллаж "Оптическое рождение" (холст, дерево; 90х58) достиг суммы 18 700 долл., и ушел он к телефонному биддеру.
Лондон-Москва