Топ-лот аукциона в Киеве 'Берег речки' Евгения Вжеща (оценка 16 –24 тыс. долл.).
Завтра в Киеве на Андреевском спуске в помещении самого, наверное, известного столичного украинского учреждения, торгующего антиквариатом, пройдет юбилейный XV аукцион. Фирма "Антик-центр", отмечающая еще один юбилей - десятилетие своей деятельности на рынке, устраивает торги "Укра©нське, росiйське та захiдно╨вропейське мистецтво".
Мне приходилось пару лет назад присутствовать на киевских торгах, и могу сказать, что это очень интересно: переполненный 50-местный зал излучает доброжелательность и не свойственную обычно антикварным торгам домашнюю атмосферу. Правда, одной обстановкой интерес к киевскому аукциону совсем не исчерпывается.
Говорят о ценовой привлекательности Украины для российского рынка. Действительно, в целом русская живопись здесь дешевле, чем в Москве. Причем надо отметить, что ни малейшей дискриминации в моем утверждении нет - ведь в то же время "укра©нський живопис", как говорят наши западные соседи, уходит в Киеве как минимум вдвое выше. Причем в Москве покупателей на классические украинские вещи поискать, а здесь спрос постоянен, и на аукционах "Антик-центра" национальный стринг раскупается полностью и обычно с большими повышениями.
Вот бы упростить процедуры обмена культурными ценностями между нашими странами! Речь идет о произведениях, подлежащих вывозу, о национальном достоянии разговора нет. Однако с российской стороны сейчас процедуры непросты и очень затянуты по времени (буквально на днях знакомому московскому коллекционеру обещали оформить бумаги на вывоз на Украину всего за две недели!). Украинские правила еще жестче.
Каталог предстоящего аукциона составлен из 96 лотов, 86 из которых представляют русское и украинское искусство. Надо заметить, что художники-украинцы или украинского происхождения преобладают, однако и чисто русских живописцев много. Бегло пройдемся по каталогу, останавливаясь на наиболее интересных предложениях.
Полотно "Сумерки" Льва Каменева среднего размера (27х54) оценивается предварительно в 12-16 тыс. у.е. По мнению московских антикваров, такая оценка приближается к нашей. "Крымский берег" (59х71) ученика Айвазовского Григория Капустина получил оценку 6-8 тыс., что в полтора-два раза ниже возможной московской его цены. Большая картина Николая Дубовского "Высокий берег" (105х53) с эстимейтом 18-26 тыс. у.е. могла бы вырасти в России также примерно вдвое.
Зато масло на дереве Сергея Васильковского "Хата в полтавском" (32х41) получило эстимейт 16-24 тыс., а картон малоизвестного живописца Афанасия Сластиона "Берег речки" (45х63) - 7-10 тыс. у.е. "Дiвчина" украинского классика Николая Пимоненко (24х18) оценена в 8-12 тыс., что для России является завышенной суммой. В 15-20 тыс. оценивается прекрасный, с настроением модерна "Пейзаж с деревьями" (100х70) Ивана Труша. И немного дороже - в 16-24 тыс. у.е. - великолепный пейзаж Евгения Вжеща "Берег речки" (90х133) - на мой взгляд, безусловный топ-лот всего аукциона.
Самый высокий эстимейт в русско-украинском стринге назначен за темперу на картоне Павла Кузнецова "В степи" (44х61; 1910-11). Картина с двумя типичными для "среднеазиатского" Кузнецова юртами имеет хороший провенанс: она была приобретена в 1969 г. у супруги художника Бебутовой. Оценка лота составила 60-80 тыс. долл.
Из других "русских" лотов следует назвать "Сумерки" Кончаловского (51х62; 1930) - 36-48 тыс. у.е.; "Натюрморт. Бессмертники" (51х48) Машкова - 24-36 тыс.; две хорошие работы Самохвалова, поздний пейзаж и "Работница" 30-х гг., с корректными эстимейтами; "Полевые цветы" Удальцовой (74х53) - 15-20 тыс.