Изящная гуашь Горюшкина-Сорокопудова 'Девушка-старообрядка' также не вызвала интереса со стартом 9 тысяч у.е.
В прошлую субботу, 8 ноября, аукционный дом "Антиквариат на Софийской" провел торги с восьмым порядковым номером. Можно назвать их тематическими - русскими. Руководство Софийской давно отказалось от "сборных" аукционов, признав этот путь бесперспективным, и устраивает теперь только торги, объединенные одной темой, будь то графика, западное искусство или русское или, как в марте следующего года, - "Костюмы и униформы в искусстве".
Однако униформа - дела грядущие, хотя и очень привлекательные: материала такого много, да и спросом он пользуется постоянным на рынке. А в настоящем у нас только что прошедший аукцион русского искусства. Если вкратце подводить его итоги, они таковы. Из 148 лотов каталога 6 оказались снятыми до торгов, 10 продано в зале. Среди последних было 2 покупки по телефону и 2 заочных бида, один из которых выиграл. Всего, по моим подсчетам, общая сумма продаж составила немногим более 13 тысяч условных единиц. При условии, что в качестве процента с покупки аукционаторы Софийской берут от 6 до 10%, несложно прикинуть возможную прибыль с торгов┘
Однако, как уже не раз приходилось писать, с ударами молотка аукцион в России совсем не заканчивается, а, напротив, только разгорается. Расскажу в связи с этим небольшую историю: сразу по окончании торгов мне позвонили два приятеля, спросили об итогах, о том, что не куплено, и завершили разговор словами: "Тогда мы заедем на днях". Известно, что еще долгое время, иногда более года, устроители аукционов распродают свою коллекцию "по каталогу". Так, несомненно, будет и с ноябрьскими торгами на Софийской.
Говоря о конкретных продажах, упомяну лишь о крупнейших суммах. Самая большая покупка в зале составила 2600 у.е. Именно столько уплатил покупатель за небольшой (11х18), довольно светлый пейзаж Дубовского "Сумрачный день". Немного большие суммы были уплачены по телефону. Картон Розена "За грибами" (21х30; рубеж XIX-XX вв.) ушел за 3600 у.е. "Деревенская улица зимой" Балунина (фанера, масло; 71х90; I четв. XIX в.) - за 4 тысячи.
Топ-лоты интереса у покупателей не вызвали. Ни нежный голубой "Летний пейзаж с рекой" Е.Волкова (38х62; 1896) за 27 тысяч, ни ночной Поленов (21х33; 1877) с весенним Левитаном (19х22; кон. 1890-х) за 14 и 28 тыс. у.е. соответственно. Ни прекрасный Серов с "Вазонами в Архангельском" (35х45; 1903) и эффектный Фешин с портретом жены (65х74; 1910-е) с одинаковыми стартами в 55 тыс. долл. Ни обе больших картины А.Яковлева - "Натюрморт с сетью и рыбами" (х. на к., м; 77х58; 1928) и "Обнаженная в шляпе" (х., темп.; 87х58; 1929), выставленные на торги со стартами в 50 тыс. у.е. каждая.
Итак, приходится с сожалением констатировать, что пока наша антикварная публика с трудом идет на то, чтобы делать реальные покупки на открытых торгах. Хотелось бы только, чтобы у продавцов хватило выдержки и дальше продолжать свою культуртрегерскую политику и по-прежнему проводить пусть и не блестящие по сиюминутному результату, но крайне полезные для развития антик-рынка и просто интересные аукционы.