'Крымский берег' Иосифа Крачковского будет предлагаться в Хельсинки за 40 –50 тыс.евро.
Очередной "Международный осенний аукцион" проводит в Хельсинки финское отделение шведского аукционного дома Буковскис-Хорхаммер (Bukowskis), "крупнейшего в Северной Европе". Мне приходилось присутствовать на торгах в здании Финляндия-холл, где грандиозная помпезность удивительным образом сочетается с холодной строгостью архитектурного гения своего строителя Алвара Аалто. То же относится и к торгам: балтийская четкость и аккуратность позволяет за один день пропустить через молоток 819 (!) лотов (при этом торги ведутся на финском, шведском и английском языках попеременно).
Русское искусство занимает заметное место на международных аукционах Буковскис, хотя, конечно, по количеству и по ценам близко не стоит со шведским культурным наследием. Обычно русские по происхождению лоты разбросаны по стрингам "Серебро" (частенько встречается Фаберже, имевший отделение в Хельсинки), "Мебель", реже - "Фарфор и стекло". Кстати, на этот раз из 102 лотов серебряного стринга заметно более половины - это лоты русского происхождения. В знак особого уважения, наверное, на этот раз в отдельный стринг выделяется "Живопись. Русские мастера". Попадаются художники с каталожной пометой [RU] и в стринге "Современные иностранные мастера" (41 лот начиная с # 312).
На этот раз здесь будет бронза Александра Архипенко "Абстрактная женская фигура" (оценка 15-18 тыс. евро). Будет два цветных офорта Шагала из серии "Поэмы Арагона". Поэмы V и VI (39х29 каждая) стоят одинаково: по 3-5 тыс. евро. Одинаковые оценки и у двух Зверевых - по 1-1,2 тысячи оценены подозрительно одинаковые холсты на картоне (66х47 каждый) с разными сюжетами; на одном изображена "Красавица", на другом, датированном 1984 г., "Церковь". Самым дорогим станет отнесенный устроителями к России Серж Поляков с небольшой "Композицией" (х., м.; 27х35). Его эстимейт достигает 20-25 тыс. евро.
В специальном "русском" стринге будет 27 лотов. Много "неизвестных авторов", но есть и известные фамилии. Начнется стринг с "Зимнего пейзажа" Вячеслава Бычкова (83х114) с оценкой 2-2,5 тыс. евро. Следующий лот заключает в себе работу Ефима Волкова "Горный вид" (34х51; 1,5-1,8 тыс.). Далее гуашь Андрея Егорова "У колодца" (26х43; 1,5-2 тыс.). Не могут финские торги обойтись без лота Ильи Репина (даже странно, что на этот раз он будет один). "Женский портрет" (94х76) с пометой "реставрирован" ценится высоко, однако ниже, чем на одновременно проходящих британских аукционах: 12-15 тысяч.
Подписной и датированный пейзажный холст Андрея Шильдера "Отражение" (59х100; 1891) оценивается в 3-4 тысяч евро. 2,5-3 тыс. евро - таков эстимейт реалистического холста Давида Бурлюка "На летней дороге" (20х29). Предлагается и полотно из разряда столь популярного сейчас у нас в России академического соцреализма. Приличного размера холст Гавриила Горелова "На рыночной площади" (41х60) может обойтись в Хельсинки новому владельцу всего в 600-800 евро.
Напоследок стоит назвать еще пару бронзовых скульптурок. Одна - с клеймом Грачева - группа "На санях" длиной 28 см - оценивается всего в 300-500 евро. Другая, с подписью Напса, "Охотник с ястребом" (высота 31), будет немного дороже: 1,2-1,5 тыс.
Ну, а топ-лотом русской части, как по размеру и качеству, так и по цене, необходимо признать работу Иосифа Крачковского с "сертификатом аутентичности от Владимира Петрова". "Крымский берег" 1903 года, размером 75 на 112 см, получил эстимейт 40-50 тысяч евро.