Похоже, что активность конкурентов из Сотбис подвигла дом Кристис на перемены в собственной "русской политике". Все последние годы активность русского отдела фирмы неуклонно снижалась: специализированные торги стали проводиться не чаще раза в год, их "загнали" в Кенсингтон, да и качество самих аукционов оставляло желать много лучшего. Приходилось отмечать, что подлинность многих лотов вызывала сомнения даже при беглом осмотре (особенно это касалось бесконечного "серебра с эмалью", которым переполнялись русские аукционы Кристис), а уж уровень цен у конкурентов даже не приходилось сравнивать, настолько выше был он у Сотбис.
Очевидно, что последние майские миллионные продажи, которые вывели русский сегмент антик-рынка на мировой уровень, заставили Кристис обратить на русскую торговлю серьезное внимание. Первым этапом явилось возвращение аукциона "Important Silver, Russian Works of Art and Paintings" в главное здание на Кинг-стрит. Следующим шагом должен был стать более тщательный подбор коллекции.
Каталог торгов 25 ноября состоит из 424 лотов. Бросается в глаза меньшая в сравнении с конкурентами четкость каталожного деления: трудно выделить отдельные стринги, грачевская тройка соседствует с лукутинской шкатулкой, а рядом Фаберже. Лот под номером 8 - как раз "фаберовский". Две вазы Раппопорта на ножках в виде путти, высотой 13,6 см и весом 1,2 кг., получили эстимейт 7-9 тыс. фунтов стерлингов.
Следующий предмет, заслуживающий внимания, это лот # 20. Агитфарфоровая тарелка 1924 г. с сюжетом "Летописец" по рисунку Вегеровской будет стоить в пределах 2,5-3,5 тыс. фунтов. Забавно и стильно выглядит лот # 35 - серебряная чернильница в русском стиле, с колодцем, балалаечником и танцующими, с клеймом мастера Осипова. Его оценка составляет 8-12 тыс. фунтов. Лот # 41 - звезда и знак ордена Святого Андрея Первозванного, датированные 1850-ми гг. - оценивается в 20-30 тыс. фунтов.
Шокирующую оценку в 600-900 тыс. фунтов стерлингов (1 млн. 440 тыс. долл.!) получил лот # 51. Шок в том, что такой эстимейт впервые на моей памяти получили произведения декоративно-прикладного искусства - вазы. Большие парные вазы ИФЗ (150 см; 1849) с росписью в виде сцены по оригиналу Ланкре - танцующая пара и музыканты. Вазы подписаны: "А.Нестеров" и "П.И." и датированы. Но, повторюсь, полтора миллиона за вазы - цена невиданная...
Следующий лот представляет собой огромную (6 кг) серебряную супницу на подносе мастерской Николса и Плинке 1859 г. Ее оценка тоже довольно велика: 32-42 тыс. Значительно дороже следующая "фаберовская" игрушка, лот # 82. Это столик наборного дерева высотой 7,2 см с серебряной фурнитурой мастера Раппопорта. По мнению устроителей, столик должен стоить в пределах 200-300 тыс. фунтов. Далее следует еще один Фаберже, на этот раз фигурка уличного маляра по модели Фредмана-Клузеля 1916 г. стоимостью 120-150 тысяч.
94-й лот начинает живописный раздел русского аукциона Кристис. Под # 109 здесь значится "Вид Рима" кисти Никанора Чернецова (95х144; 1848). Эстимейт картины составляет 180-240 тыс. фунтов. Следом идут портреты Зарянко и Доу. Последний, изображающий в рост императора Александра I (242х155), получил эстимейт 140-160 тыс.
Самый дорогой из семи живописных лотов Айвазовского достигает суммы 240-280 тыс. фунтов. Это лот # 116 - "Вид Константинополя" (122х195; 1852). Далее следуют полотна Крыжицкого, А. и В. Маковских, Савицкого, Лагорио. Любопытен лот # 133. "Пейзаж Ставропольщины"(37х58) определяется как работа редчайшего живописца Федора Васильева. Соответственно редкости и цена: 50-70 тыс.
Интересно, как Кристис оценивает Шишкина. Лот # 141 - это этюд "Летний солнечный лес" (30х58). Эстимейт 35-45 тыс. фунтов. Всего Шишкиных будет 4 штуки. Сразу 15 лотами представлен Репин, несколько из них живописные. Большое (113х78) полотно изображает "Слепца-бандуриста". Неряшливо написанный слепец оценен в 35-45 тыс. фунтов. Портретный этюд к картине "Парижское кафе" стоит 50-70 тыс.
В разделе начала XX века интересная подборка составлена из плакатов и графики разных художников: Чехонина, Бакста, Пожидаева, Добужинского. Наиболее интересным, как и у конкурентов, на мой взгляд, выглядит Лев Бакст (лот # 203). Такого театрального плаката к пьесе Габриэля Д"Аннунцио "Мучения святого Себастьяна" (цв. литография; 393х124; 1922) нет даже в Москве, в собрании Бахрушинского музея. Кристис оценивает плакат в 20-30 тыс. фунтов.
На 252-м лоте русский стринг аукциона Кристис заканчивается. Что же можно сказать о новой русской коллекции дома? В живописной части она выглядит слабее, чем у конкурентов из Сотбис, в прикладной, пожалуй, сильнее. Хотя, как мне кажется, Кристис пытается искусственно подтянуть свои цены до уровня конкурентов. Оправдаются ли эти надежды, покажут сами торги.