0
1024
Газета Антиквариат Интернет-версия

14.11.2003 00:00:00

Москва ждет лондонских результатов

Тэги: сотбис, аукцион, лоты


На следующей неделе в столице Великобритании пройдут важнейшие события антикварной осени: аукционы дома Сотбис "Русские картины" 19 ноября и "Декоративно-прикладное искусство и Фаберже" 20 ноября. А спустя неделю, 25-го, свои торги "Искусство России" проведет и главный мировой конкурент вышеназванной фирмы - дом Кристис.

Давно стала общим местом констатация того факта, что события, происходящие в Лондоне дважды в год - весной и осенью, оказывают огромное влияние на русский рынок антиквариата: растут внутрироссийские цены, увеличивается спрос и предложения. Тамошние суперпродажи часто мгновенно "вымывают" с рынка отдельные фамилии. Так, после ряда последних торгов с нашего рынка почти исчезли Серебрякова и Айвазовский, сильно выросли в цене Кустодиев и Кончаловский.

Кроме того, продажи, аналогичные полутора миллионам за Кустодиева и миллиону за Нестерова в мае текущего года, являются заметными событиями общественной жизни страны и вызывают огромный интерес обывателей и соответственно средств массовой информации.

Главный шедевр предстоящих торгов – костюм 'Обманутая Эхо' выполненный Львом Бакстом для Карсавиной, русский отдел Сотбис предполагает продать за 100–140 тысяч долларов. 'Пейзаж с колодцем и кипарисами' Василия Поленова получил невиданную ранее оценку – 300–420 тыс. долларов.

А самое важное, что связано с этими миллионами, это то, что все они имеют исключительно русское происхождение. Все крупные приобретения делают на Сотбис российские покупатели (или скорее покупательницы). Я сам видел на майском аукционе, как хорошо и неброско одетые стройные блондинки уверенно поднимали руку, обозначая участие в торговле, и так и не опускали ее, пока разыгрывается лот. И легко выигрывали борьбу.

Поэтому и стоит уделить предстоящим русским аукционам самое пристальное внимание.

На главные, живописные торги Сотбис на Нью-Бонд-стрит выводится 223 лота. Сразу отмечу одну их особенность: на этот раз будет очень мало работ из раздела "contemporary art", то есть "современного искусства". Все последние аукционы директор русского отдела Сотбис Джоанна Викери терпеливо продвигала советское искусство - сталинский академизм и андерграунд 60-70-х, уделяя им заметное место в каталогах. На этот раз всего 8 лотов этой категории будут заканчивать торги: Яковлев и два Зверева, а также характерный кувшин Краснопевцева 1960 г. ("костакиевского" происхождения, за 14-20 тыс. долл.). "Академики" будут весьма дороги. Эпопея "Штурм Зимнего дворца" Анатолия Казанцева (285х320; 1954) оценена в 30-42 тыс. долл. Шестидесятнический "Финиш" (144х215; 1965), работа некоего Виктора Цветкова, - 20-30 тыс. В причинах такого "поворота спиной" к искусству, которое в России, напротив, пользуется сейчас всевозрастающим спросом, предстоит разобраться на месте.

По сравнению с майскими лидерами продаж нынешний аукцион обещает стать более традиционным. Самая высокая оценка назначена, конечно, за Айвазовского. Всего Иван Константинович будет представлен десятью полотнами разных ценовых категорий. Представлю самые дорогие. Овальная "Лодка с российским триколором на рассвете" (85х68; 1883) оценивается в 120-150 тыс. долл.; "Прибытие российского корабля в Константинополь" (32х44; 1880) - 140-200 тыс. Топ-оценка пришлась на долю очередного "Заката над Золотым Рогом" (120х167; 1866). Этот эстимейт составил 670-840 тыс. долл. Так что, думается, и на этот раз можно ожидать русского миллиона. (Вспомним, что рекордный майский Кустодиев по верхней оценке достигал "всего лишь" 550 тыс.!) Кстати, вторая по оценке картина - "Отплытие корабля от константинопольских берегов" (109х158; 1874), оцененная "всего" в 470-590 тыс., выглядит гораздо симпатичнее "Рога". Отметим, что оба самых дорогих полотна были куплены на Сотбис сравнительно недавно: в октябре 1998 г. на "Турецких торгах" (любопытно, что подтвердить последнюю информацию мне не удалось).

Зато следующая по величине сумма оценки принадлежит неожиданному лоту. Это крупное, хорошо прописанное полотно Поленова "Пейзаж с колодцем и кипарисами" (132х83; 1896). Картина, которую сейчас принято относить к серии крымских видов, имеет хороший провенанс: происходит из неназываемого частного чешского собрания, имеет на своем счету выставку 1930-х гг. и опубликована в монографии середины 1970-х. Но, даже несмотря на все эти положительные моменты, ее оценка кажется завышенной вдвое-втрое: 300-420 тыс. долл. Стоит также отметить, что цен такой высоты на Поленова мне пока не встречалось.

Следующие три совершенно разных лота зафиксировали отметку в 140-200 тыс. долл. каждый. Для Репина это не кажется шокирующей оценкой (мы помним "Запорожцев в бурном море" за полмиллиона пару лет назад). Хотя предлагаемое полотно, пожалуй, трудно отнести к шедеврам мастера. "Портрет дочери Веры" датирован 1925 г. и подписан, помимо Ильи Ефимовича, еще и его сыном Юрием Ильичом. Хотя портрет и написан маслом на большом (103х88) холсте, он небрежно проработан и выглядит неоконченным (специалисты вообще предполагают, что фон написан Юрием). Правда, лот также происходит из чешской коллекции и был опубликован.

Не приходилось встречаться и с подобной оценкой традиционной и очень поздней работы Тышлера "Женщина-театр" (75х75; 1971). Зато применительно к "Испанке" Гончаровой подобный эстимейт выглядит вполне корректно. Холст размером 81х45 см датируется 1920-1930-ми гг. и происходит из американского поместья Николаса Банкрофта. Эксперты отмечают увлеченность Гончаровой в те годы темой костюмированных испанок и нередкое обращение к этой теме. Предлагаемая работа исполнена в тонком сочетании белых, серых и бледно-розовых тонов. Кстати, восхищение вызывает и вторая из выставленных "Испанок" Гончаровой - с розовой магнолией и дарственной надписью театральному критику Ричарду Бакклу. Этот холст (69х49) оценивается немного ниже - 84-120 тыс.

Обращаясь к именам, "раскрученным" на предыдущих торгах, отметим, что прежних лидеров на этот раз будет мало. Так, Серебрякова представлена лишь одним лотом, правда, на мой взгляд, прекрасным. Это "Корзина с виноградом и персиками" (60х74; 1931; 120-150 тыс.). У Кустодиева выставляются лишь три акварели. У Коровина - пять лотов, самый заметный из которых "Бульвар Хаусманн в Париже" (65х82; без даты) не выглядит настоящим шедевром и оценивается сравнительно скромно: 50-84 тыс. долл. Два полотна принадлежат кисти Кончаловского. Крайне невнятные поздние "Цветущие березы" (60х88; 1939) должны попасть в промежуток 59-84 тыс. долл., а "Купание в полдень" (69х90; 1923) с обнаженными дамами на втором и третьем плане предполагаемо поднимется до 84-120 тыс. Связано ли это с отсутствием произведений этих мастеров на международном рынке или же с тем, что хозяева придерживают свои сокровища в ожидании дальнейшего роста цены? Думаю, скорее последнее.

Отдельными лотами, зачастую весьма интересными и солидными по эстимейтам, представлены многие художники, которых принято относить ко "второму-третьему ряду" русских мастеров. Так, симпатичной деревенской сценой представлен Александр Маковский (70х90; 1917; 50-67 тыс.). Традиционно высоко оценивается очень популярный в последнее десятилетие Клевер-сын: предлагается летний сосновый лесной пейзаж (163х126; 1896; 67-100 тыс.). Большое и чисто выписанное полотно графа Муравьева с обычными для него зимними глухарями (99х142) устанавливает очень высокую для работ этого художника планку в 42-59 тыс. Три лота пришлось на долю лихо раскупленного на прошлых весенних торгах Рубо, а самый дорогой получил 50-67 тыс. ("Конное сражение"; 108х178). Редко встречающийся на антик-рынке художник Николай Харитонов тоже представлен лотом с оценкой 50-67 тыс. долл. Такой эстимейт назначен за выписанных "Крестьянских женщин" (121х88).

Показательный момент - значительная часть лотов представляет период рубежа XIX-XX вв. И "топов" среди них больше. Впервые, на моей памяти, вышла на публичные торги редкая, рано эмигрировавшая во Францию художница Мария Васильева. Ее холст "Элегантная дама, пьющая чай на морском берегу" (62х50; 1926) оценен в 10-14 тыс. Интересно, что на недавнем Антикварном салоне в Москве был выставлен один портрет кисти Васильевой. Как, впрочем, выставлялся и Жорж Пожедаев, еще один русско-французский художник первой половины XX века. На Сотбис его живописи и костюмов будет около 20.

Также интересна и работа, вынесенная на обложку каталога предстоящего живописного аукциона. Гуашь на бумаге, наклеенной на холст, принадлежащая кисти редкого аукционного гостя Дмитрия Стеллецкого, имеет прекрасный провенанс: две выставки и литературу. "Молодая боярыня" (163х60), выставляемая в родной раме и под стеклом, будет стоить 34-50 тыс. долл.

Сергей Судейкин, с большой гуашью на картоне "Грузинское кабаре в Тифлисе" (69х66; 1919) предлагается к продаже за 50-67 тыс. Странный, предельно сексуализированный Николай Колмаков с "Саломеей" (смеш. техника, картон; 103х83; 1918) - за 67-100 тыс. Давид Бурлюк представлен десятью лотами, самый заметный из которых - "Сцена на берегу, с рыбаками и женой художника, Лонг-Айленд" (92х132; 1947-1958) - окажется и самым дорогим: 75-110 тыс. Такой же эстимейт будет и большого полотна Бориса Анисфельда антивоенной направленности - "Контраст. 1941" (92х119).

Закончить разговор о предстоящем в Лондоне 19 ноября аукционе русской живописи надо разговором о топ-лотах. Для меня таковыми являются, помимо вышеупомянутой Гончаровой, три блестящих костюма Бакста. Первые два происходят из английского поместья мистера Хуберта Джеймса. "Мальчик-паж" (29х17), выполненный в 1916 г. для "Спящей красавицы" Анны Павловой в технике акварели, оценен в 17-25 тыс. Костюм Иштар (48х31), написанный гуашью для Иды Рубинштейн в 1924 г., прошел через "русский" майский аукцион 1988 г. Его оценка составила 34-50 тыс. Наконец, главный шедевр - "Обманутая Эхо" (карандаш, акварель, золотая и серебряная краска на бумаге; 66х48; 1922). Костюм Тамары Карсавиной для одноактного балета "Нарцисс" 1911 г., вернее, его увеличенное позднее авторское повторение для американской выставки, также прошел через русские торги Сотбис годом позже, в апреле 1989 г. Сейчас его оценка составляет 100-140 тыс. долл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1691
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3647
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2697
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2201

Другие новости