Российский антикварный салон (РАС) открыт уже неделю и будет работать еще три дня. Окончательное подведение итогов следует отложить "на потом", когда пройдут работы по размонтированию экспозиции. Не секрет, что именно последние часы пребывания антикваров (особенно немосковских) на своих стендах в ЦДХ являются наиболее насыщенными с точки зрения взаимных покупок-продаж. Приезжие, да и свои, столичные, антикварии стараются максимально "сбросить" товар и если не продать его за "живые" деньги, то хотя бы распихать на комиссию. Так что традиционно сложилось в РАСах, что большая часть сделок откладывается на день отъезда.
И все же какие-то предварительные итоги подвести можно. Буду говорить о собственных субъективных ощущениях. Главное - антиквариата и антикваров стало еще больше. Заняты уже не только половина антресольного и весь второй этаж, но даже уже и весь третий этаж здания ЦДХ! Физически расширяться дальше некуда. Я разговаривал на эту тему с хозяином устроителя РАСов "Экспо-Парка" и Центрального дома художника по совместительству Василием Бычковым: куда дальше, мол... Когда-то бродили идеи о "прорубании стены" в соседнее здание Новой Третьяковки (да, кстати, и прорубать-то ничего не надо - там есть двери). По словам Бычкова, соседское руководство даже не против, но все же "Экспо-Парк" пойдет другим путем. Будет проводиться качественный отбор желающих участвовать в Салоне. Для этого есть экспертный совет из 7-10 искусствоведов, который давно функционирует и выдает на-гора продукцию в виде рейтинг-листов топ-экспонатов (правда, рейтинги эти обычно появляются не раньше середины салона, когда и нужда-то в них уже не столь велика). Они, члены экспертного совета, и будут отбирать достойных участников, ставя преграду "всякому фуфелю, пусть даже и за большие бабки" (как выражаются некоторые антиквары).
Конечно, возникают вопросы. Насколько можно доверять экспертам, не будет ли вкусовщины, различают ли эксперты художественное качество и коммерческую привлекательность экспонатов РАСа. Если исходить лишь из качества, не будут ли отсекаться столь привлекательные для покупателей развалы картин (например, из питерской коллекции Сизова) или советского фарфора (с нового стенда "Забытые вещи", объединившего нескольких московских собирателей)? Повторюсь, вопросов много, но, конечно, что-то делать надо...
Еще одно новшество, которое также будет способствовать улучшению качественного состава РАСов, реализуется буквально на наших глазах. Вчера, 30 октября, должен был состояться закрытый совет из представителей заинтересованных лиц на тему организации в ЦДХ постоянно действующей ярмарки антикваров. Для проекта отобрано пока 17 галерей, известных в первую очередь своим вкусом. Я могу назвать пока уже имеющих офисы в ЦДХ "Арт-Академию", "Элизиум" и "Художественное бюро", из галерей со стороны слышал только о "Бельведере". Участники проекта займут весь антресольный этаж, что, конечно, потребует значительных вложений (это возьмет на себя ЦДХ) и потеснит галереи современного искусства, пока еще занимающие здесь какие-то площади. Пул будет объединять единая рекламная стратегия. Кстати, названия у проекта нет и пока не будет: как говорит Бычков, "я не буду пока регистрировать брэнд, посмотрю, как пойдет дело".
И, наконец, последнее по перечислению, но одно из главных впечатлений от XV Салона. Это, несомненно, красавец-эскалатор, возносящий посетителей со второго этажа на третий. Волшебная самодвижущаяся лестница значительно сокращает путь к прекрасному, правда, почему-то только в середине здания. Наверняка виновата цена технического перла: эскалатор обошелся ЦДХ аж в 170 тысяч долларов. И несмотря на это, Василий Бычков заверил меня, что уже к следующему, XVI РАСу будут новые эскалаторы и даже лифты для инвалидов! Вот на этой жизнеутверждающей ноте я и хочу закончить текст о первых впечатлениях об осеннем Российском антикварном салоне 2003 года.