Вскоре после окончания работы XV Антикварного салона аукционный дом "На Софийской" решил устроить торги русского искусства. С одной стороны, выгода такого решения очевидна: салон, где "Софийская" традиционно, на одном и том же месте, располагает свой стенд, предоставляет реальные рекламные возможности. Здесь можно распространять каталоги, вывешивать афиши будущих торгов, наконец, презентовать часть коллекции (все эти приемы руководители "Антиквариата на Софийской" прекрасно знают и используют).
Правда, с другой стороны, столь близкое соседство с Салоном по срокам должно играть отрицательную роль собственно в формировании коллекции. Не секрет, что российский антик-бизнес строится в основном на дилерской торговле. То есть конечный реализатор почти всегда берет вещи у дилера, закладывая в сумму продажи свой - больший или меньший - процент. Собственные (то есть выкупленные у предыдущих владельцев) вещи встречаются даже у устроителей аукционов очень редко. А это значит, что наши аукционисты крайне зависимы от тех же дилеров. А для дилеров, в свою очередь, "светом в окне" являются салоны, которых они ждут от осени до весны, "подтягивают" к ним, берегут для них вещи. Поэтому аукцион, назначенный неделю спустя закрытия Салона, должен испытывать дефицит лотов, - дилеры не могут "замораживать" предметы для каталога на месяц-полтора в такое горячее "салонное" время.
Тем не менее устроители аукциона на Софийской Виктория Лаптева и Алексей Зайцев решились на то, чтобы провести торги 8 ноября в 14.00. Видимо, плюсы все же перевешивают минусы. Посмотрим┘
А пока - несколько слов о составе коллекции. Аукционный каталог включает 148 лотов, при этом около десятка - работы современных художников Виктора Бакина и Константина Батынкова. Остальное - "классический" антиквариат. Не хочу подробно описывать более сотни лотов, ограничусь простым перечислением фамилий авторов (внимательному глазу даже это скажет многое), останавливаясь лишь на каких-то "хайлайтсах". Экгорст, Доливо-Добровольский, Цигус и Шульман. Большое масло неизвестного автора "Вид Курска" (67х89; сер. XIX в.). Подается как "один из немногих известных видов старинного Курска", но и оценка этого н/х весьма велика: 30-35 тыс. долл.
Рисунки Айвазовского, Шишкина и Саврасова. Бровар, Химона, Бурхардт. Обращает на себя внимание большое количество пейзажей без подписей (н/х), которые, кстати, очень корректны по цене. Довольно большой "Летний пейзаж с рекой" Ефима Волкова (38х62) оценен предварительно в 30-35 тысяч. "Ночной пейзаж" Василия Поленова (21х33) - в 15-17 тыс. Совсем маленькое "Начало весны" Исаака Левитана (19х22) - в 30-32 тыс. долл.
Пожалуй, топ-лотом можно без преувеличения назвать холст Валентина Серова "Вазоны в парке Архангельского". Очень красивое, тонкое полотно (35х45; 1903) оценивается в 60-70 тыс. долл., что по нынешним временам не кажется завышенным. Точно такую же оценку получили два полотна Александра Яковлева - "Натюрморт с сетью и рыбами" (77х58; 1928) и "Обнаженная в шляпе" (87х58; 1929). А также и очень изящный "Портрет жены" (65х74; 1910-е) кисти Николая Фешина.
Продолжая перечисление фамилий из каталога предстоящего аукциона, назову Степанова, Первухина, Дубовского, Крымова, Крачковского, Радимова (около десятка пейзажных лотов). Стоит обратить внимание на 11 лотов с работами почти не встречающейся на отечественном антик-рынке художницы Жени Минаш. Евгения Семеновна Хаджи-Минаш (1907-1972) после революции оказалась в Париже, где и работала как график и иллюстратор, в частности, "Камасутры". По сведениям устроителей аукциона, в 1972 году в Париже 35 картин Жени Минаш были проданы на Друо. Оценки работ Минаш располагаются в диапазоне от 600 долл. за небольшие иллюстрации до 20-25 тыс. долл. за цветной рисунок первой четверти XX в. - "Абстрактную композицию" размером 57 на 32 см.