В Галерее Леонида Шишкина в последнюю субботу сентября прошел первый в новом антикварном году аукцион "Русская живопись. XX век". По отзывам участников, торги прошли даже более успешно, чем обычно (хотя и так традиционный для Шишкина процент продаж составляет около 80). На этот раз из 120 лотов коллекции проданными оказались 108, - около 90%!
Всего в зале в этот день присутствовали 64 человека (при том, что максимальная его вместимость 60 человек), из них 41 взял номера для торговли и 29 успешно торговались. Еще двое играли по телефону, а один выиграл по оставленному заочному биду (absentee bid form). Любопытную дополнительную информацию предоставили организаторы: 55,6% покупателей оказались иностранцами, причем купили они всего лишь 37% лотов. Зато русские в количестве 44,4% приобрели 63% общего объема лотов.
Итоговая цена основного количества лотов сентябрьского аукциона колеблется между стартовой ценой и нижней оценкой (обыкновенно у Шишкина старт бывает примерно вдвое меньше нижнего эстимейта). Большой интерес публики вызвали работы Юлии Разумовской - морские пейзажи 50-60-х годов. Так, итоговая цена сразу трех ее работ превысила верхнюю оценку. Особенно отличился картон 1961 года "Капри. Катер Капри-Неаполь" (49х35), ушедший за 1500 у.е. при предварительной оценке в 1,2-1,4 тыс. долл.
Небывалый интерес и жесткую борьбу вызвали серьезные дорогие картины известных художников Петра Петровичева, Николая Ромадина, Павла Соколова-Скаля, Григория Машкова - при высокой оценке этих работ, которая колебалась в пределах 2-3 тысяч, в итоге некоторые из них ушли с превышением верхнего эстимейта. Картон Машкова "У реки" (50х70; 1951) при эстимейте 1,8-2 тыс. ушел за 1,9 тыс. у.е. Холст Соколова-Скаля "Ленинград. Стройка" (68х42; 1940-е) с предварительной оценкой 4-5 тысяч был продан после аукциона. "Этюд головы" Ромадина-старшего (х., м.; 40х37; 1930-е) более чем вдвое превысил оценку: 2200 при 1-1,2 тыс. у.е. Его же картон "После работы" (37х75; 1947) ушел по нижнему эстимейту за 2 тысячи долларов.
Из остальных результатов можно отметить продажу Лучишкина за 3900 (5-6 тысяч оценки). За столько продан поздний холст "На пляже" (50х56; 1960-е). Два этюда Серова
1950-х гг. "Дочь купца" (84х42) и "Опричник" (74х63) обошлись новым владельцам соответственно в 1400 и 1500 долл. Самой дорогой продажей вечера оказался картон Дмитрия Налбандяна "Сосны", проданный хотя и вдвое ниже оценки, но все же за 4,3 тыс. долл.
Уже через неделю, 25 октября, в Галерее Шишкина пройдет следующий аукцион с аналогичным сентябрьскому названием.
Октябрьская коллекция, так же как и предыдущая, составлена из 120 работ. Как обычно, она включает традиционных мэтров советской живописи, а также и несколько новых имен - это петербургские мастера академик Анатолий Левитин и Василий Королев.
Среди топ-лотов, конечно, работы 20-х годов: Петра Петровичева (2 картины в аукционе, оценка 3-4 тыс. долл.), Николая Котова (эскизы плакатов и календарей 20-х годов оценены в пределах от 1,5 до 3 тысяч) и Степана Карпова (эскизы для панно около тысячи каждый). Присутствуют в коллекции и картины сталинских академиков. Великолепны пейзажи Николая Ромадина 1940-1950-х гг. "Закат над морем" (18х32; 1-1,2 тыс.), "На Волге" (36х50; 2-2,5 тыс.), "Осенний лес" (21х33; 1,2-1,4 тыс.), а также два этюда к картине "Собственники" (по 62х45; 1946; 2-2,5 тыс. долл.). По 8 лотов каждый получили на аукционе Владимир Серов (этюды карандашом от 400 до 1200 долл., "Этюд мужика к картине" за 3-4 тысячи) и Павел Соколов-Скаля (отличная графика и эскизы плакатов к кинофильмам от 400 до 800 долл.).
Хотелось бы еще особо отметить два этюда художника Чебакова, выполненные в 1950-е гг., к эпохальной, по-видимому, картине "Павлик Морозов". Картон чуть большего размера (50х40) оценен в 2-2,5 тысячи, меньший (41х33) - в 1200-1400 у.е.
А самым дорогим лотом октябрьского аукциона Галереи Шишкина станет картина Дмитрия Налбандяна "В лесу", датированная 1948 годом, размерами 70 на 50 см. Холст на картоне получил предварительную оценку 8-10 тыс. долл.