В предыдущих публикациях мне уже приходилось упоминать о создании в Москве сразу нескольких постоянно действующих антикварных выставок-ярмарок-рядов. Видимо, это - веление времени, и сейчас уже недостаточно дважды в год проводить антик-шоу в ЦДХ. Рынок потребовал создания постоянно действующих площадок, и они возникли. Анализ того, отчего это сделалось необходимым именно сейчас, впереди, равно как и попытки сравнения возможностей разных структур, заявивших об образовании "антикварных рядов, домов и т.п.". Пока же просто констатирую тот факт, что обе уже функционирующие структуры - Центральный дом антиквариата в "Детском мире" и антикварные ряды "Николай" в Ветошном переулке - стремятся для начала проводить мероприятия скорее общекультурного характера. Вспомним недавнее открытие музыкального салона в ЦДА или презентацию галереи "Интерьеры Александра Васильева" в "Николае".
В минувшую среду, 15-го, антикварные ряды "Николай" представили свой следующий проект: в собственном атриуме (внутреннем дворике, перекрытом стеклянным куполом), совместно с Московским центром искусств показали экспозицию с названием "Голландцы из Сибири". В течение месяца здесь будет выставлена нидерландская живопись XVI-XIX вв. из собраний трех сибирских государственных музеев, а также два полотна из частных коллекций. (Я особо подчеркиваю официальный статус Томского областного художественного музея, Новосибирской картинной галереи и Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля - до сих пор участие госструктур в антикварных мероприятиях редкость.)
Сибирские музеи располагают интересными, а иногда уникальными образцами творчества нидерландских мастеров. История их попадания в музейные коллекции в основном связана с начальным периодом формирования этих собраний. Все они созданы в XX веке, как правило, не имеют местных корней и составлены из работ, входивших в дореволюционные частные собрания Москвы и Петербурга.
Оказавшись после Октябрьской революции в различных музейных коллекциях и фондах, впоследствии они были распределены по музеям, которые открывались в областных центрах и крупных городах. Особенно активно этот процесс развивался в 1920-е гг. В это время в Сибири почти одновременно были созданы две художественные коллекции - в Томске в 1922 г. и в Омске в 1924-м.
Для экспозиции были отобраны наиболее значительные и качественные образцы, кстати, ни разу не выставлявшиеся в Москве. Около 40 картин показывают все многообразие жанров: видовые и архитектурные пейзажи, мифологические и бытовые сюжеты, портреты и натюрморты. Среди экспонатов следует выделить "Портрет женщины, стоящей у верджинела" Г. ван Донка, интересный образец раннего портрета, один из трех известных сегодня подписных портретов художника, "Пирушку" И.-Я. ван Остаде, относящуюся к лучшему периоду творчества мастера, "Портрет молодой женщины в виде Флоры" Н.Маса, ученика Рембрандта, "Интерьер католической церкви" неизвестного художника, "Натюрморт с крабом" П.Класса, "Город на берегу. Вид Праги" Д.Верхарта, "Гулянье на улице" С.Вранкса и "Лес на берегу пруда" Л. ван Юдена.
...Часть работ, переданных в 20-е гг. в коллекции сибирских музеев, ранее была известна по дореволюционным каталогам и старым описям и входила в частные собрания: кн. Юсуповых, кн. Н.В. Гагарина, К.Т. Солдатенкова, С.Н. и Н.С. Мосоловых, Г.А. Брокар; позже следы их были утеряны. Так что нынешняя выставка восстанавливает фрагменты истории отечественного коллекционирования.