Галерея "На Старомонетномъ" на 10 октября наметила открытие выставки-продажи на "лошадиную" тему. Можно сформулировать ее как "Образ лошади в разных видах и жанрах искусства". Все о конях в коллекции икон, произведений русской и западноевропейской живописи, графики, скульптуры, фотографии, печатной графики - всего около 120 экспонатов.
Галерея "На Старомонетномъ", открывшаяся год назад, сразу же попыталась статуироваться не просто как еще один из торговых операторов антик-рынка России, но как элемент, цивилизующий этот рынок. Отсюда и попытка проведения аукциона, и устройство двух выставок-продаж - "Женские образы в русской иконе" и "Географические карты". Выставки оказались более успешными в материальном плане, чем первый аукцион Старомонетного, однако во всех трех случаях мероприятия сопровождались изданием каталогов. Не стоит говорить о важности каталогизирования антикварного материала - оно вводит экспонаты в "белый" оборот, в историю искусства. Кроме того, в материальном плане попадание предмета в печатное издание дает очень многое: возможность дальнейшей сколь угодно длительной торговли "по каталогу".
Возвращаясь к выставке "Все мы немножко лошади...", отметим некоторые из наиболее интересных ее экспонатов. Самые древние здесь - три китайские терракотовые фигурки лошадок периода династий Хань (II в. до н.э - II в. н.э.) и Тан (VII-X вв. н.э). Очень интересен иконный раздел экспозиции, традиционно сильный в галерее "На Старомонетномъ". Здесь представлены иконы XVIII-XX вв.: "Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре", "Архангел Михаил", "Димитрий Солунский", "Чудо святого Георгия о змие", "Святые князья Борис и Глеб на конях".
Среди топ-экспонатов выделяются работы из графического раздела выставки. Так, здесь выставлен прижизненный портрет Пушкина 1831 года "А.С. Пушкин на коне" - акварель (15х11,5) кисти основателя школы русской акварельной камерной живописи Петра Федоровича Соколова. Интересна и акварель известнейшего французского рисовальщика Ораса Верне "Князь Чавчавадзе на коне" (34х25; 1839).
В живописном разделе следует отметить работы академиков Н.Сверчкова "Великая княгиня Елизавета Федоровна в зимнем возке" (1885) и А.Литовченко "Седло, украшенное драгоценностями". К слову, работ Сверчкова, самого, пожалуй, известного русского "лошадника", будет представлено всего около десятка. Будет показано полотно Н.Самокиша "Охота на волка", а также замечательные произведения Н.Кузнецова "На охоте", П.Ковалевского "На переправе". Кроме вышеупомянутых русский раздел представлен произведениями известных художников А.Орловского, Е.Волкова, В.Экгорста, Л.Туржанского и других.
Среди работ советского периода также встречалось множество произведений, связанных с темой лошади. Особенно интересна здесь большая картина М.Черемных "Многофигурная композиция" 1920-х гг. (214х145) на тему антирелигиозной пропаганды, с целым рядом весьма забавных лошадиных портретов. Будут также работы А.Исупова, А.Фонвизина и многих других.
Выставка будет работать в течение месяца.
А напоследок хотелось бы сказать вот о чем. У устроителей выставки возникла прекрасная идея привлечь к ее организации экспонаты из богатейшего собрания Музея коневодства при Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Музей обладает великолепной коллекцией "лошадок" кисти выдающихся русских живописцев. Однако, несмотря на всяческое содействие Министерства культуры РФ, устроители столкнулись с полным равнодушием руководства академии. В результате блестящее, повторюсь, собрание так и остается почти неизвестным широкому зрителю.