Офорт художника Франческо Панини и гравера Джузеппе Вази 'Интерьер базилики ди Сан Паоло в Риме' (47х67;1740-е гг.) с эстимейтом 700–800 долл. так и не вызвал интереса у покупателей.
В конце прошлой недели в салоне "Антиквариат на Софийской" прошел очередной, седьмой по счету аукцион этого издательско-торгового объединения под названием "Старинные гравюры и карты". Результаты аукционирования такого редкого для России (и труднопродаваемого, замечу в скобках) материала, как графика, следует признать весьма впечатляющими.
Начать с того, что продано было 99 лотов из 317 по каталогу. Так что процент продажи составляет почти треть всего материала, а это очень неплохой результат для российских аукционов.
Кроме того, несмотря на значительную, по российским меркам, величину аукционной коллекции (для нас обычным считается аукцион в 100-150, а то и в 30-50 лотов), проходили торги очень живо. Шли они чуть более двух часов, что не позволило соскучиться присутствующим. А уже в конце, при розыгрыше предпоследнего стринга "карты и виды городов" (позже разыгрывался лишь десяток разновременных рам - "остатков торгового процесса", распроданных, кстати, полностью по ценам от 4 до 50 долл.), завязалась целая битва между тремя покупателями. В результате был достигнут рекордный восьмидесятикратный (!) рост цены на лоте # 298. Репринт конца XIX в. "Плана Древней Москвы" 1661 г. размером 41 на 56 см, стартовавший с 5 у.е., достиг в результате настоящей "рубки" серьезной суммы в 400 долл.
Немногим дешевле оказалась аналогичная литография, изданная в Санкт-Петербурге картографическим заведением А.Ильина, "План Новгорода в начале XVIII в.". Этот лот обошелся новому владельцу "всего" в 300 у.е. И, наконец, самой "дешевой" из этой серии оказалась "Карта Московии Герберштейна" 1549 г. - 100 долл.
Подытоживая разговор о картах, назову еще и самую дорогую из них (третья по величине цена этого дня) - датируемый рубежом XVI-XVIII вв. офорт "План Ассизи", приписываемый резцу голландца Пьера Мортье. Его цена составила 450 долл.
Назову заодно и остальные высшие цены аукциона. Это 460 у.е., выплаченных за большую литографию художника начала XX в. И.Форти с названием "Циркус Максимум". Свою роль в сравнительной дороговизне работы этого малоизвестного художника сыграла величина листа (51х86) и сюжет: состязание скачущих троек.
Наконец, максимальная цена была уплачена за лот # 16. Это резцовая гравюра француза Луи де Леспинасса, изображающая "Вид Невы". Лист имеет довольно раннюю датировку - 2-я половина 1780-х гг. и большой размер - 26х68см. Очень четко выгравировано панорамное изображение Невы, примерно от нынешнего Троицкого моста, с многочисленными парусниками на глади реки, со старым Зимним дворцом и Адмиралтейством на левом берегу и зданием Двенадцати коллегий на правом, с легко различимым понтонным мостом напротив будущего Исаакия и далеким портом. Все это, вкупе с популярной ныне питерской темой, и обусловило высокую цену лота. "Вид Невы" ушел за 2,2 тыс. долл.
Вот еще выборочно некоторые результаты торгов прошедшей субботы. В стринге "Памятники архитектуры" также повышенным вниманием пользовались виды и строения Петербурга. 240 долл. были отданы за две резцовые гравюры на одном листе, изображающие Летний и Зимний дворцы (33х21; сер. XVIII). Английские подписные гравюры 1835 г. "Вид на Биржу" и "Вид на Троицкий собор от Фонтанки" (12х20 каждая) проданы по 100 у.е. за лист. Вдвое превысили эстимейт французский и английский офорты с изображением все того же "Вида на Биржу" (15х21; I треть XIX в.) - 95 у.е. - и "Интерьера Никольского собора" (20х13; сер. XIX в.) - 90 у.е. - соответственно. (Надо отметить, что московские виды продавались куда дешевле; правда, столица отыгралась на картах, как говорилось выше.)
Очень привлекательно выглядел второй стринг торгов "Печатная графика", большую часть которого составили чудесные цветочки. В основном это были французские цветные литографии, подкрашенные акварелью середины XVIII столетия. Эти небольшие (высотой от 25 до 35 см) вертикальные, очень яркие листы обладают прекрасными дизайнерски-интерьерными качествами. Отсюда и результат: из 44 цветочных лотов продано 29. Эстимейты, как и конечные цены, были невелики - от 20 до 50 долл., зато для небольшого подарка или скромного украшения собственных стен трудно придумать что-то лучшее. Забавно, что из общего цветочного ряда неожиданно выбилась "Примула", нарисованная и литографированная французом Л.Страбоном, поднявшаяся до 80 долл.
Из прочих аукционных событий отмечу уход 3 из 5 итальянских пейзажей голландца конца XVII в. Хермана ван Сванельта по 120 у.е. каждый. А также неуход нескольких топ-лотов. Таких, как большая (73х54) резцовая гравюра Джозефа Келлера "Сикстинская мадонна" с оценкой 4-5 тыс. у.е. Или три ксилографии Йоста Аммана на библейские сюжеты (11х14; II пол. XVI в.) с оценками от 500 до 800 долл. каждая. Почему-то не вызвали интереса у покупателей и четыре не менее интерьерных, чем вышеописанные цветы, гравюры итальянца Франческо Панини с изображением внутреннего пространства знаменитых римских церквей (48х69; 1740-е гг.). Может, оценка их показалась слишком высокой - по 700-800 долл. за лист.
Общая же сумма продаж прошедшего субботнего аукциона составила сумму около 9 тыс. долл. Так что, похоже, что рынок графики в Москве постепенно становится полноправным элементом антикварной жизни.