'Банный триптих' кисти Зинаиды Серебряковой состоит из двух 'Моющихся девушек' (каждая по 138х60) и центральной 'Русской бани' (138х90).
Нынешним летом, как раз в период антикварно-отпускного затишья, парижский Musee de Montmartre показал довольно большую и весьма эффектную экспозицию "с русскими корнями". Выставка, которая, кстати, открылась в 20-х числах мая и будет работать буквально еще несколько дней, носит название "Русские (Russes)", хотя более точным ее наименованием было бы что-нибудь вроде "русско-французские художники в русско-французских коллекциях".
Дело в том, что на Монмартре в этот раз выставлены работы отечественных мастеров, некогда работавших во Франции (как, например, Билибин, Кончаловский, Серов, Фальк, Штеренберг) или поселившихся в этой стране в связи с революционными переменами на родине в начале XX столетия. А происходят эти картины и рисунки из французских собраний, также преимущественно носящих русское происхождение. Это в первую очередь коллекция Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. Хотя в каталоге (предисловие к которому, кстати, также написано Ростроповичем) ни в одном из случаев не раскрывается помета "частная коллекция", предполагается, что лучшие вещи имеют именно вышеуказанное происхождение. Далее из крупных собраний следует назвать коллекции знаменитого скрипача Владимира Спивакова и известного парижского собирателя русского искусства Мориса Борюша (чье российское происхождение также предполагается). А также видного русского антиквара, давно живущего и работающего во Франции, Владимира Царенкова. Последнего и называют вдохновителем проходящей выставки.
Одна из главных интриг монмартрской выставки заключается в отсутствии среди участников-собирателей крупнейшего французского коллекционера художников русской эмиграции Рене Герра. Герра, как говорят, отсутствует по причине своего дурного характера. По словам близких к нему людей, Рене Герра заявил: "Я и сам могу устроить такую выставку, мне никто не нужен". Да еще и, рассказывали знающие люди, этот собиратель требовал не менее чем по 500 евро за право публикации каждого слайда своих работ в выставочном каталоге... Как бы то ни было, пришлось обходиться без его огромного собрания, и тем не менее выставка получилась.
Было показано более 100 работ, что интересно, работ, не обладающих широкой известностью, не хрестоматийных. Были среди них и истинные шедевры. Так, великолепным, очень мощным "Портретом супруги" (66х54; 1925) был представлен Кузьма Петров-Водкин. Открывался каталог прекрасными большими архитектурными акварелями Александра Бенуа: "Арка Генерального штаба" (45х59; 1910-1912) и "Эрмитажный театр" (38х51; 1910-1912). Замечателен карельский Николай Рерих "Ожидание" (х., м.; 50х77; 1917). Очень неожиданно выглядит гипсовая скульптурная группа Дмитрия Стеллецкого "Марфа Борецкая". Хороши бронзы Паоло Трубецкого, карандашно-акварельный "Портрет сидящей женщины в кресле" (55х43; 1906) работы Осипа Браза из коллекции Борюша, "Автопортрет на фоне фресок" Филиппа Малявина, лубочный "Портрет Гумилева" (гуашь; 31х21) Натальи Гончаровой. Отточенно-прекрасен гуашевый натюрморт Сергея Чехонина "Ваза с цветами и драпировками" (71х53; 1931). И, конечно, выделяется даже на фоне столь высоких произведений искусства топ-экспонат выставки: "Банный триптих" Зинаиды Серебряковой, датированный 1926 годом. Впечатляют и размеры моющихся девушек - 138 см в высоту и 60, 60 и 90 в ширину!
Были и несомненные потери, лакуны в экспозиции, обусловленные все тем же отсутствием вещей из собрания Герра. Так, не было больших полотен Юрия Анненкова, всего двумя небольшими работами представлен Константин Сомов (почти весь находящийся именно у Герра). Но, как повторяют специалисты, несмотря на эти отдельные неточности, выставка, несомненно, удалась и стала событием прошедшего антикварного лета.