0
1319
Газета Антиквариат Интернет-версия

12.09.2003 00:00:00

От русского кубизма до бумажного Малевича

Тэги: кубизм, абстракционизм, выставки, москва


В столице в самом начале осени открылись две выставки, по-разному представляющие родоначальников нового искусства эпохи конца XIX - начала XX вв. Это большая экспозиция академического плана в "новой Третьяковке" на Крымском Валу, представляющая масштабный проект "Кубизм", и камерное собрание в Московском центре искусств на Неглинной, озаглавленное "Работы на бумаге 1910-1930-х гг.".

"Кубизм", открывшийся 4 сентября, будет доступен до 28 ноября с.г. включительно. "Бумаги┘", которые сегодня работают последний день, были открыты, к сожалению, в течение лишь одной декады. Выставка "Cubism - Кубизм - Kubismus", проект, осуществленный совместно с Шпренгель-музеем в Ганновере, уже экспонировалась в Германии в мае-июле нынешнего года. Это около 50 произведений из музеев Западной Европы и 80 картин из собрания ГТГ. Цель выставки - представить русскую живопись 1910-1920-х гг. в аспекте ее взаимоотношений с европейским кубизмом. Дело в том, что, как объясняют кураторы проекта, кубизм явился первым "новым" направлением в европейском искусстве, ставшим известным в России практически сразу после своего возникновения. 1906 годом датируется возникновение кубизма во Франции, уже в 1908 г. С.Щукин приобрел целую коллекцию кубистических работ Пикассо, а годом позже в Москве открылся публичный музей нового искусства. Так что русские художники на этот раз не догоняли Запад, а часто спорили с ним и во многом опережали своих французских и немецких коллег 10-20-х гг. прошлого столетия.

Что же касается "Работ на бумаге" - это очередной проект МЦИ из регулярного цикла последнего времени с названием "Новые русские коллекции". На этот раз "новых коллекций" две, и "русская" из них лишь, если быть точным, лишь одна. Это некое неназванное "частное московское собрание", включающее 35 рисунков беспредметной графики. Одной из задач собрания, как заявлено, есть стремление показать все разнообразие русской беспредметной графики первой четверти XX в. Посему в нем гармонично соединены имена "большие" и "малые". Здесь выставлен Малевич (2 рисунка) и его ученики - ленинградка А.Лепорская и "уновисовцы" В.Ермолаева и Н.Иванова. Кубистические Н.Удальцова, А.Куприн и А.Лентулов. Футуристические К.Зданевич, А.Крученых и Г.Клуцис. Словом, как говорят специалисты, представлен весь спектр графической беспредметности.

Вышеописанной "новой русской коллекции" гармонично соответствует "новая европейская". Это 19 собственноручных рисунков Казимира Малевича, показанных фондом Artistica Foundation, негосударственной благотворительной организацией, базирующейся в Люксембурге. Она существует за счет благотворительных взносов от разных европейских фирм и граждан и цель ее - интеграция культурных процессов объединенной Европы. В небольшой "фондовской" подборке Малевича представлено репрезентативное собрание основных видов и жанров его работ на бумаге. Здесь есть Малевич плотный, "бубнововалетский", есть - кубофутуристический, изощренно-пластический. Есть Малевич - концептуальный "заумник", и постсупрематическая графика 1930-х гг. Есть и уникум: небольшой (в тетрадный размер) лист с названием "Пять композиций" (конец 1920-х), на которой карандашом представлена композиция, неизвестная исследователям. Это "Крестьянин с косой", очевидно, некогда уничтоженный самим автором.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1639
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3574
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2632
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2141

Другие новости