Как уже приходилось писать ранее, советская живопись 1950-1970-х гг. снова входит в моду. На Западе, особенно в США, с художниками этого времени работают многие галереи и частные коллекционеры, цены на работы мастеров "советского импрессионизма", как их там называют, исчисляются уже десятками тысяч долларов... Думаю, в скором времени встанет необходимость посвятить работам этого периода отдельное газетное исследование, а пока констатируем факт, что интерес к "радяньскому живопису XX ст." проявился и у наших бывших соотечественников - на Украине. Аукцион именно с таким названием провела 31 мая известная киевская фирма Антик-центр.
Торги в столице Украины проходили, как обычно, очень живо. Результаты таковы: из 112 лотов по каталогу было продано 69, то есть почти 70% коллекции. Цены располагались в диапазоне от 300 долл. до 18 тыс. Самой высокой цены достиг очень хороший подписной "Кавказский пейзаж" Александра Осьмеркина (73х91). Зато соседний топ-лот: полотно Александра Куприна "Пески. Зимний пейзаж" (59х80), датированный 1939 г., не заинтересовал потенциальных покупателей оценкой в 12-16 тыс. долл. Из художников "первого ряда" назову еще Надежду Удальцову, чей неплохой пейзаж "Сентябрь" (35х49; 1950-е) ушел по нижней границе оценки за 3 тыс. долл. Картон Петра Радимова "Усадьба Волконского в Ясной Поляне" (34х50; 1952) был продан за 1,9 тыс. долл., еще один картон - Михаила Ромадина с характерным сюжетом "Свежий ветер" (50х70) ушел за 4100. Не нашли покупателей два этюда кисти Сергея Герасимова "Женщина в поле" (51х36) и "Женщина в красном" (54х37), предварительно оцененные по 1,6-2,4 тыс.
Как это всегда бывает на аукционах в Киеве, особым спросом здесь пользуются произведения с украинскими корнями. Это вполне естественно - везде национальное искусство вызывает у своих покупателей наибольший интерес, и Украина тут, конечно, не исключение. Поэтому и на торгах "радяньской", то есть советской, живописи преобладали украинские фамилии. В некоторых случаях это были художники, пользующиеся известностью и в Москве. Например, Константин Ломыкин, чьи полотна и картоны хорошо расходятся в последнее время в российской столице, был представлен на торгах 31 мая холстом "Церковь" (73х56) - продан за 2200, картоном "Пейзаж" (39х49) - 850 долл. А вот картоны классика советского пейзажа академика Татьяны Яблонской "Старуха" (56х41; 700-1000) и "Этюд" (14х23; 1960; 300-400) почему-то так и не ушли.
Другие фамилии меньше говорят уху московского покупателя. Зато они привычны украинскому собирателю, потому и цены на работы этих авторов достаточно высоки. Вторая по величине цена была выплачена за рыбацкие лодки кисти Николая Хана - "Каспий. Серебряный день" (100х80). Новому владельцу полотно заслуженного художника Украины обошлось в 10 тыс. долл., что значительно превысило оценку: 3-4 тыс. За 9800 ушло еще одно морское полотно "Прибой" (106х170), написанное народным художником СССР Виктором Пузырьковым. Сюрреалистический картон Федора Манайло "Метелица" (72х105; 1941), репродуцированный в 1986 г. в монографии о художнике, поднялся до 8200.
Высоко оценили покупатели и пейзаж Николая Глущенко - "одного из ведущих украинских художников", окончившего в 1924 г. школу в Берлине, - "Ирпеньские дали" (74х100; 1950). Картина ушла за 5800 долл. Полотна основателей знаменитой "закарпатской" или "бокшаевской" школы живописи Адальберта Эрдели и Иосифа Бокшая соответственно "Натюрморт" (78х63; 1952) и "Цветущая яблоня" (74х86) проданы за 4,5 тыс. и 3 тыс. долл.
Стоит отметить еще два лота, содержавших работы художников первой половины XX века. Это "Охотничий натюрморт" (65х73) Александра Шимановского, свояка Ильи Машкова - полотно, проданное за 4,5 тыс. долл., и холст "Чайхана" (71х55), написанный витебчанином Ильей Мазелем, живописцем, учившемся в Петербурге и Мюнхене, чьи произведения включены в издание 1989 г. "Авангард, остановленный на бегу". Яркое декоративное полотно ушло выше оценки за 7200 долл.