0
1511
Газета Антиквариат Интернет-версия

06.06.2003 00:00:00

Кому нужно неподлинное искусство?

Тэги: антикрынок, новоделы, старина


В последнем обзоре московского антик-рынка (см. "НГ" от 24.01.03) мы обещали осветить ситуацию с параллельным рынком предметов "под старину". Объяснять разницу между новоделами, копиями и репликами не нужно, она понятна каждому участнику антик-рынка. Зато ни истории, ни теории параллельного рынка не существует - только отдельные факты. Даже история подделок имеет обширную литературу. Возможно, умолчание обусловлено тем, что где-то рядом в тени существует этот рынок подделок. Тему избегают обсуждать журналисты - она скользкая, как арбузная корка.

Начнем с новоделов. Самым массовым новодельным товаром являются нумизматические материалы. В начале XIX века всесильный Аракчеев, чтобы не отстать от аристократов-собирателей нумизматических коллекций, приказал начальнику Санкт-Петербургского монетного двора отчеканить для него "рублевики" XVIII века старыми штемпелями. Эта практика продолжалась все позапрошлое столетие. Чеканить медали XVIII прекратили только в конце XIX века из-за износа штемпелей. Почти все "петровские" и "екатерининские" медали, которые можно увидеть на витринах московских антикварных магазинов, из этого семейства новоделов. Позже Госбанк СССР выпускал в продажу официальные новоделы червонцев "Сеятель" 1923 г. (в 1978-1982 гг.) и новоделы редких монет начала XX века (например, 37,5 франка 1902 г.).

Новоделы живописных работ могут появляться в результате чрезмерной реставрации поврежденных полотен. В качестве примера укажем на эрмитажную "Данаю" Рембрандта, в 1985 году облитую кислотой борцом за свободу Литвы. К новоделам тяготеют авторские повторения успешных работ. Например, известно, что Саврасов писал несколько раз повторения своих "Грачей".

Тиражная графика приближается по массовости новоделов к нумизматическим. Известно, что с авторских досок Рембрандта офорты печатали до конца XVIII века. В наших антикварных магазинах можно найти оттиски с гравюр и литографий Фаворского, Кравченко, Рудакова и других, выполненные в 1960-х годах, то есть уже после смерти художников.

Фотографии-новоделы появились недавно. Владельцы авторских негативов Гринберга, Родченко, Пенсона печатают на продажу новоделы знаменитых фотографий ("классику"). Правда, знатоки говорят, что авторскую печать повторить невозможно, да и стоят они непомерно дорого.

Скульптура. Если сохранились формы отливки скульптур, то оригинальные произведения можно повторять долгое время без авторского надзора. До войны по формам скульптора Андреева тиражировали в гипсе его "Лениниану". Другой пример, скульптуры из чугуна "каслинского литья". Формы отливки были изготовлены в конце XIX - начале XX в. По ним "гнали" скульптуры отвратительного качества вплоть до 1970-х годов. В антикварных магазинах их теперь расталкивают по углам.

Фарфор. По той же технологии повторяли фарфоровую скульптуру. По формам Гарднера новый владелец завода в Вербилках М.Кузнецов до начала XX века тиражировал его фигурки. Он же по каталогам сервизов "допечатывал" утраченные (разбитые) части. Разглядывая "кузнецовский сервиз" в антикварном магазине, по виду клейм на обороте вы поймете, что именно доделывалось позднее.

Мебель новодельная собирается из фрагментов старой мебели. Этим занимались старые мастера-краснодеревщики, занимаются и сейчас. Недавно меня поразили в антикварном магазине венские тонетовские стулья с новыми мягкими сиденьями и приделанными утраченными ножками.

Разновидности новоделов можно перечислять и дальше по всей номенклатуре антиквариата. По стоимости новоделы во много раз уступают оригиналам. На оценку новодела мог бы повлиять "коэффициент подлинности", который умеют вычислять реставраторы автомотостарины. Не думаю, что продавцы антиквариата согласятся когда-либо выставлять такой коэффициент на своем товаре.

Копии, по определению, имеют нулевой коэффициент подлинности, но все равно присутствуют на московском антик-рынке. Над Москвой возвышается самая грандиозная копия в мире - железобетонный храм Христа Спасителя. ЮНЕСКО отказалось признать его памятником культуры. Только что закончились работы по изготовлению другой дорогой копии стоимостью 12 млн. долл. - "Янтарной комнаты" Екатерининского дворца в Царском Селе.

Копирование живописных работ имеет многовековую историю. В XIX веке этим подрабатывали в Санкт-Петербурге студенты Академии художеств по заказам любителей старых мастеров. Дело продолжают в XXI столетии студенты Строгановского училища по заказам посетителей Вернисажа в Измайлово. До 1917 года для "присутственных мест" писались портреты-копии царствующих особ. До 1941 года копировались портреты Ленина-Сталина, членов Политбюро, а также картины "Сталин с девочкой-калмычкой на руках", "Сталин поздравляет с наградой Мамлакат", "Ленин в Смольном", "Сталин и Ворошилов в Кремле", "Ворошилов верхом на лошади" и т.п. После войны тематика копий расширилась. В холлах кинотеатров, санаториев, клубов, домов отдыха, больниц появились шишкинские "Утро в сосновом бору" ("Мишки на лесозаготовках"), "Девятый вал" Айвазовского, "Охотники на привале" Перова и т.п. Все они предназначались для интерьеров общественных зданий.

Последние годы копии стали делать для домашнего обихода. Тематика копий обуржуазилась. Копируется Семирадский, Альма Тадема и др. С копирования живописи начинала жизнь "Русская антикварная галерея", затем появилась студия "Копи Арт". Теперь любые копии делает по заказам "Галерея Донде и партнеры". Факсимильные воспроизведения графики, рисунков, акварелей, плакатов спросом не пользуются. В 1960-1970-х годах они выпускались издательством "Аврора", вероятно, для организации выставок. Теперь качественные, обрамленные копии графики продаются в магазине "Книга и ремесло". В антикварных магазинах попадаются модные в середине XIX века гальванокопии редких монет и медалей. Сейчас в магазине "Звезда" можно купить копии всех российских орденов, включая звезду ордена Андрея Первозванного, а также копии нагрудных полковых знаков и т.д.

С изготовления копий мебели начиналась деятельность аукционного дома Гелос. Несколько мастерских и сейчас берутся изготавливать копии "мебелей": "Гнутов и Ко", ЗАО "Смирвальд". Копируется все, на что есть сиюминутный спрос. Можно заказать копии "кузнецовского фарфора" (АО Товарищество М.С. Кузнецова), купить копии обмундирования РККА, вермахта, холодного оружия, дуэльных пистолетов (магазин "Комбриг"). Копируются ювелирные изделия в стиле модерн.

С репликами все знакомы по популярным "репликарам", в которых мощь и комфорт дорогого современного автомобиля "упаковываются" в дизайн автомобилей 1930-1950-х годов. Есть и еще более масштабные и дорогие реплики. Например, отделка и убранство Кремлевского дворца (автор И.Глазунов) как воспоминание об интерьерах Большого Кремлевского дворца второй половины XIX века. В Стрельне под Санкт-Петербургом ударными темпами закончено сооружение еще одной реплики - Константиновского дворца стоимостью 300-500 млн. долл. Рассказывая о будущих интерьерах, авторы пользовались выражениями: "в традициях", "а ля", "в стиле"...

Живописные и графические реплики продаются на артрынке у ЦДХ, в подземном переходе к ЦДХ, на вернисаже в Измайлово. Можно купить пейзаж под Шишкина, марину под Айвазовского, жанр под Вермеера... Если бы не подделка подписей, идеальным репликатором был бы ван Мегерен, который писал вариации на темы Вермеера так, что искусствоведы не сомневались в их подлинности.

Реплики всех стилей, направлений и школ мебели продаются в итальянских мебельных салонах Москвы. Там же можно приобрести реплики всего того, что нужно для убранства помещений: гобелены, бронзу, часы и т.п. Пропаганду реплик ведут журналы, финансируемые мебельными производителями и дилерами.

С появлением на рынке в середине 1990-х годов итальянского багета была снята проблема "обрамления" картин. До этого времени много картин пропало из-за невозможности придать старой живописи при помощи рам товарный вид для сдачи в комиссионный магазин. Работала в Москве одна багетная мастерская во дворе дома на Метростроевской улице. Для рам предлагался багет двух родов - "золотой" (окрашенный бронзовой краской), "под красное дерево" (края "позолочены" бронзовой краской). Такой багет годился для портретов вождей, но не для старой живописи. Теперь можно приобрести любую раму под старину, даже целую "архитектурную" композицию для живописи эпохи Возрождения.

Наши антиквары не обращают внимания на "неродное" обрамление картин, хотя рама является продолжением и завершением картин. В старое время художники сами подбирали и заказывали рамы для законченных картин. Сейчас немецкий коллекционер Олаф Лемке, владелец 2500 рамок от XVI до XIX века, консультирует клиентов. В последний год спрос на старые рамы у нас тоже вырос.

Заканчивая обзор, сам я так и не разобрался, какое все же место эрзац-старина занимает на антик-рынке. Понятно желание имперской роскошью подкрепить авторитет власти, или же желание богатой части общества жить в декорациях ушедших веков... Остальное неясно, но как сказал Маяковский: "Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1861
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1888
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1601
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
993

Другие новости