Днем позже в филиале Сотбис "Олимпия-холл", расположенном в Верхнем Кенсингтоне на Хаммерсмит-роуд, прошла вторая часть "русских торговых дней". Она носила название "Русские предметы искусства, Фаберже и иконы". Как известно, год назад директор Русского департамента Джоанна Викери впервые провела эксперимент, разделив на два дня торги: в первый проводятся более престижные "картины" в центральном офисе дома, во второй в более отдаленной от центра Лондона "Олимпии" продается "прикладнуха". Эксперимент, похоже, удался, и вот уже в третий раз русские торги проводятся в двухдневном режиме. И то сказать - 230 лотов первого аукциона разыгрывались на протяжении 4 часов с минутами, а на 304 лота прикладных торгов потребовалось чуть меньше тех же 4 часов. Так что совместить их невозможно было даже физически┘
Надо сказать, что публика в зале I и II аукционов различалась. Во-первых, в "Олимпии" было втрое меньше народу, а во-вторых, уменьшение произошло за счет наиболее активной покупательской части. То есть покупательская аудитория у русских картин и у "Фаберже" оказалась разной. Соответственно разнились и результаты. Ничего столь же выдающегося, как было с картинами, с прикладными предметами не произошло. Правда, и ничего столь же заманчивого здесь не предлагалось. Обычная подборка какого-нибудь московского "аукциона месяца", правда, цены все же "на круг" значительно выше, да и предметов самих больше (все-таки более 300 лотов!). Не проданными оказались более 60 (примерно 20%), что хуже, чем днем раньше, однако вполне пристойно. Правда, расположились снятые лоты по каталогу неравномерно. В первой сотне оказалось 38 снятых, а вот потом за счет стринга "Фаберже" и особенно за счет крупной подборки фарфоровых фигурок "общий счет" несколько подравнялся.
Вот, кстати, из наиболее примечательных особенностей прикладного русского аукциона надо отметить именно эту подборку фигур. Она состояла из двух частей. В первой, общей, было 17 скульптур русских провинциальных фарфоровых заводов XIX столетия, а вторую составила "коллекция редких русских фарфоровых фигур от английского джентльмена". Собрание джентльмена состояло из 32 скульптурок. В целом - 49 лотов, которые дали ясное представление о состоянии этого небольшого сегмента рынка. Не знаю, сокрушаться или радоваться, но, как оказалось, средние цены в этом секторе возросли до 2-2,5 тыс. долл. Назову несколько наиболее интересных результатов, достигнутых фигурками. Следует отметить, что я называю в долларах так называемую "молоточную цену", то есть результат, который называет аукционатор с ударом молотка; в то же время окончательная цена лота будет увеличена после выплаты т.н. "buyer"s premium", а еще во многих случаях нужно прибавлять и таможенные пошлины┘
Уже в общей подборке возникла "Еврейская пара" работы заводов Гарднера позднего XIX в. (высота 22,5 см), после бурной торговли зала с "телефонистами" (так в шутку называют тех, кто торгуется по телефону) достигла цены 7300. Очень похожий "Еврейский джентльмен", уже без женской компании и чуть пониже - 22 см., кроме того, с происхождением из некой "английской" коллекции, достиг ровно той же высоты. Гарднеровский "Дворник с метлой" из общего раздела высотой 16 см, датируемый Сотбис первой половиной XIX в., кстати, карикатурно похожий на Ленина, подрос до 5200. Забавно, что фигурка с теми же внешними данными, только других цветов, высотой 21 см. и датируемая на этот раз ранним XIX в., но из "английской" коллекции, достигла суммы 6200 (кстати, в 8 раз превысив нижний эстимейт). Показательно, насколько провенанс-происхождение поднимает цену лота.
Очень ранняя (около 1780 г.) гарднеровская фигурка "Плачущая девушка" (14,5) остановилась на сумме 5700. "Сборщица ягод" (около 1800; 22,5) достигла отметки 6500. Столько же стоит и "Продавец блинов" из известной серии "Волшебный фонарь" (ранний XIX в.; 18,2). "Кулачный боец" (I пол. XIX в.; 12) вырос до суммы 7850.
Ожидаемым успехом пользовались "обнаженки", коих было 4 лота. Гарднеровские "Обнаженная с муфтой" (ок. 1840; 19,5) и "Несущая виноград в подоле" (ок. 1840; 19,5) ушли по 6500, а "Надевающая чулки" (ок. 1840; 18) - за 5900. Также 6500 стоила крошечная фигурка "Ищущая блох" (фабрика Сабанина; 1850; 8,7 см.). Наконец, все из той же коллекции "английского джентльмена" происходила знаменитая сомовская "Маска" (1911; 22,8). При достаточно корректной оценке в 3-4,7 тыс. ее конечная цена достигла невероятной суммы 29 500 долл.
Остальные результаты не дают столь полной картины, как подборка статуэток. Поэтому ограничусь отдельными, наиболее эффектными результатами. Вот маленькая (8,5) солонка в виде скамьи - традиционный пример неорусского стиля (Соколов, СПб, 1843). Ее конечная цена составила 1800. Предоставлю профессионалам судить о реальной московской цене этой солонки. Скажу лишь, что ориентировочная оценка была более справедливой: 450-800. Забавное зрелище представляли портсигарные развалы: несколько лотов были сборными - по 8-10 серебряных разновременных портсигаров в каждом, со стартами от 2,5 до 3,5 тыс., но все они не прошли. Как обычно, в большом почете были неорусские ковши из хрусталя в серебре. Они, неспособные вызвать у нормального человека ничего, кроме отвращения и сомнения в подлинности, легко уходили выше эстимейта. Один, в виде ладьи с фигурой кормчего, с клеймом Хлебникова, ушел за 24,5 тыс. Другой, в виде братины с рядом стоящей фигурой мощного богатыря, с неизвестным московским клеймом, - за 27,8 тыс. Далее шла подборка из 15 лотов - сплошная "эмаль в серебре", также почему-то обожаемая русскоязычными покупателями из Америки. Забавно подряд отсматривать эти очень похожие, идеально сохраненные произведения, все с разными клеймами: "Овчинников", "Любавин", "20 артель", "Хлебников", "Салтыков", "11 артель"┘
И, наконец, назову еще пару крупнейших продаж этого дня русских торгов. Бронзовая скульптурная фигура Петра I на каменном постаменте (47 см) работы Марка Антокольского - прекрасный лот в разгар петербургских празднеств - ушла за 21 240. А самым дорогим лотом оказался платиновый с бриллиантами кулон работы Фаберже (ок. 1900; диаметр 2,6 см), представленный как "собственность британской леди". Кулон ушел по заочному биду за 40 тыс. долл.