На следующей неделе, 21-22 мая, в Лондоне будет проходить весенняя русская сессия: "Русские картины" в среду на Нью-Бонд-стрит и "Русские предметы искусства, Фаберже и иконы" в четверг в Олимпии. Это всегда событие для российского антик-рынка, к которому загодя готовятся, достают каталоги и если не едут в Англию, то по крайней мере живо обсуждают в московских кругах все происходящее. Надо сказать, что и руководство Русского отдела Сотбис в лице директора Джоанны Викери и консультанта Мартина Сондерса-Ролинса старается подогревать этот интерес российских покупателей к британским "русским" торгам. То в Антикварных салонах участвуют, то, как в этот раз, специальную пресс-конференцию и суаре в "Национале" устроят. Тем более что повод вполне достойный: Сотбис выводит на майские торги часть коллекции знаменитого русского баса Федора Ивановича Шаляпина.
Надо сказать, что и без "шаляпинской" части в аукционной коллекции "картин" из 230 лотов есть на что посмотреть. Женский портрет кисти Ярошенко, хороший большой Клевер ("Хутор"; 75х101; 39-55 тыс. долл.). Несколько Константинов Маковских, целых пять лотов Рубо (очень редкий на рынке художник). Хорошая подборка пейзажей на самый разный вкус и за разные деньги: Муравьев, Бровар, Мещерский, Боголюбов, Вещилов, Колесников, Крачковский, даже Бялыницкий-Бируля. Есть, конечно, и пара Айвазовских из некой "греческой коллекции". Один большой, с тонущим парусником (65х86; 1878), с эстимейтом 110-157 тыс. долл. В подборке из 4 лотов с именем Александра Яковлева выделяется "Спящая обнаженная" (41х100; 1929), которая предлагается за 63-95 тыс. долл. Есть несколько Малявиных и Коровиных, среди них - дорогие, до 110 тыс. по верхнему эстимейту.
Интересно представление в рамках аукциона работ русского авангарда начала XX века. Давно на Западе не выходили на торги авангардные вещи в таком количестве. Любопытно посмотреть, как они будут продаваться: Любовь Попова "Архитектоника" (монопринт на бумаге; 34,5х26; из собрания А.Глезера; 9,4-12,6 тыс. долл.), Иван Пуни "Натюрморт с рыбой и столовыми приборами" (х., м.; 24х33: 7,9-11 тыс.), Иван Блохин "Кубофутуристский городской пейзаж" (х., м.; 51х38,5; 63-94,5 тыс.), Павел Мансуров "Башня: живописная формула" (дер., м.; 125х23; 23,6-31,5 тыс.) и еще одна "Живописная формула" (дер., м.; 125х30; с дарственной надписью самого художника; с той же оценкой), Александра Экстер "Эскиз костюма танцовщика" (бум., гуашь; 50,5х34; проданный в Париже Друо в 2001 г.; 31,5-39,3 тыс. долл.).
Собственно же коллекция Шаляпина невелика: всего десять лотов, с # 133 по 142. Она поступила в Сотбис от скончавшейся в прошлом году в Ливерпуле Марфы - старшей дочери Шаляпина от второго брака. Здесь подборка фотографий, писем и автографов, рисунки самого певца и прочее. Однако среди этих мелочей находится несколько действительно уникальных произведений, без какого-либо преувеличения достойных лучших музейных коллекций. Это огромное полотно Абрама Архипова "Русская красавица за шитьем" (115х88), оцененное предварительно в 236-315 тыс. долл. Это "Купающиеся мальчики (Непосредственное восприятие)" (80х71; 1911) Натальи Гончаровой с той же оценкой, купленное Марфой Хадсон-Дэвис (Шаляпиной) на Сотбис еще в 1970 году. И, наконец, два шедевра с приставкой "супер-". Великолепный Борис Кустодиев - обнаженная "Красавица" в красном интерьере (79х102; 1919). Его эстимейт составляет 393-550 тыс. долл. и предположительно будет перекрыт. И удивительный вариант "Видения отрока Варфоломея" (94х110), написанный Михаилом Нестеровым в 1917 году, двадцатью годами позже первоначального варианта из Третьяковки. По мнению многих специалистов, с которыми пришлось беседовать, "шаляпинское" "Видение..." тоньше и пронзительней "третьяковского" и, конечно, достойно того, чтобы быть купленным каким-либо государственным музеем. Оценка шедевра Нестерова составляет 283-346 тыс. долл., но это, наверное, не предел.