В субботу в Москве пройдут аукционные торги сравнительно молодой, но уже известной фирмы "Антиквариат на Софийской". Этот аукцион, который получил 6-й порядковый номер, будет специализированным, - такую практику руководители Софийской считают наиболее продуктивной для России, и именно по принципу специализации они выстраивают все свои торги. Нынешние будут посвящены "живописи и графике Западной Европы XVII-XX вв.".
Тема эта достаточно нетрадиционна для новой России. Научный руководитель Софийской Виктория Лаптева в предисловии к каталогу торгов вообще называет свой аукцион "первым опытом целенаправленной работы с произведениями этой категории на российском антикварном рынке". Это утверждение, пожалуй, не совсем верно, - навскидку, не прибегая к копанию в собственных архивах, можно вспомнить аукционы с той же заявленной тематикой пяти-семигодичной давности. Преимущественно, правда, не слишком успешные: "западное" направление в современном российском коллекционировании пока еще не очень развито. Не знаю, в чем тут причина, ведь зачастую западные вещи очень высокого качества вполне доступны по цене на западных же аукционах. В качестве примера могу вспомнить работы так называемых "малых голландцев" (всем известный термин из истории искусств). Полотна, а чаще доски, XVII века или более поздние - XVIII столетия, кисти не самых известных, но мастеровитых живописцев, располагаются в ценовом диапазоне 10-20 тыс. долл., что сравнимо с небольшой картиной какого-нибудь русского академика "третьей руки" конца XIX-го. Может, кстати, причина эта философского характера: что-то вроде устанавливающейся национальной самоидентификации, отсюда и любовь к картинкам из учебников "родной речи" в ущерб признанным общемировым ценностям┘
Однако оставим словесные спекуляции вокруг предмета коллекционирования и продажи в России и обратимся к конкретным торгам на Софийской. На них выставляется 81 лот. Самые ранние работы датируются серединой XVII века. Они же, естественно, предполагаются и самыми дорогими. Самая крупная предварительная оценка достигает 45-50 тыс. у.е. Такой эстимейт получил "Охотничий натюрморт с собаками" (66х81) голландского художника второй половины XVII в. Адриана Белдемакера. Очень дорого оценивается предварительно прекрасный салонный портрет графини Розы Ланскоронской работы известного польского портретиста Мартина Яблонского (96х74; 1842) - 20-25 тыс. долл.
В аукционной коллекции Софийской трудно выделить какие-то стринги, сквозные линии или топ-лоты. Поэтому я просто предложу читателю описание некоторых наиболее интересных экспонатов. Полотно фламандца Яна Вердюссена (42х32), датируемое второй половиной XVIII века, представляет забавную сценку "кормления свиней на сельской ферме". Живопись качественная, ориентирующаяся на искусство предыдущего, XVII столетия, однако забавно представлять изображения громадных свиней с поросятами на стенах новорусских особняков, пусть даже и за сравнительно небольшую сумму в 9,5-11 тыс. долл.
Зато пейзажи, которых будет много на завтрашнем аукционе, - жанр вполне нейтральный и способны украсить любой интерьер. Фантазийный "Горный пейзаж с рекой" француза Жака Монтейля (53х79; II пол. XIX в.; 12-14 тыс.), швейцарский пейзаж "Домики, увитые виноградом" (30х45; 1866; 16-18 тыс.) еще одного француза Исидора Даньяна из коллекции графа Д.Н. Шереметева, марина голландца Ван-Каппа "Корабли на рейде в лунную ночь" (50х100; посл. треть XIX в.; 22-24 тыс.).
Напоследок хочется описать картину, которую сами аукционаторы называют "знаковой" для своих торгов. Это великолепное полотно Жоржа Маршу, французского художника I половины XIX века. "Ева с яблоком" (92х73) - прекрасный экземпляр живописи модерна, вынесенный на обложку каталога (кстати, тоже получившегося очень стильным и прекрасно оформленным) и на пригласительный билет. Для столь эффектной картины эстимейт даже кажется заниженным: 6-8 тыс. у.е.