После экспертизы и оценки (см. "НГ" # 29 от 14.02 и # 39 от 28.02.03) мы познакомимся со следующим звеном в сфере информационных услуг на антик-рынке - регистрацией, учетом и публикацией предметов, находящихся в рыночном обороте. В широком смысле учет необходим всем, кто имеет дело с культурными ценностями: Минкультуры с его музеями и галереями, органам охраны правопорядка и собственности (МВД, ГТК, Российскому бюро Интерпола и др.), коллекционерам, собственникам и всем другим участникам рынка.
Для государственных служб регистрация, учет и публикация ценностей имеют такое же значение, как перепись населения или инвентаризация госимущества. Сегодня в 2500 музеях России хранится свыше 100 млн. памятников материальной и духовной культуры. Задуманный в Минкульте РФ "Единый реестр культурных ценностей", находящихся в России в любой собственности, - давняя мечта госструктур. На эту тему 10 лет проводятся конференции, публикуются статьи, выдвигаются "прожекты". Пока же госструктуры наладили собственные "учеты по интересам", до которых сообществу коллекционеров и антик-рынку дела нет. Разве что за исключением "Регистра предметов, находящихся в розыске"...
Несколько причин побуждают развивать учет предметов, попадающих в рыночный оборот, - интерес к перемещениям предметов от первых владельцев (история товара), интерес к статистике продаж (инвентаризация рыночного оборота) и познавательный интерес ("хочу все знать!").
На потребительском рынке товар попадает в оборот максимум дважды - сначала как новый товар, а затем как "секонд-хэнд". На антик-рынок товар попадает многократно, и очередной покупатель хотел бы знать историю и путь предмета до его покупки. Раньше у нас историей предмета пренебрегали, теперь хотят знать его родословную, его провенанс (у музейщиков - "легенду происхождения"). Правда, уже известны приемы фальсификации "истории предмета". Так, наши антиквары очень любят привязывать свой товар к царской семье, царскому двору.
Для поддержания нормального ценообразования на антик-рынке необходима обширная и публичная статистика текущих продаж (нечто похожее на биржевые сводки). На нашем антик-рынке регистрация и учет товара материализуются в форме каталогов продаваемого товара, каталогов аукционов, выставок в коммерческих галереях частных коллекций ("по умолчанию" вещи на выставках продаются), коммерческих изданий и т.п.
От дореволюционного времени остались каталоги антикварных книг, нумизматических материалов. Каталоги высылались бесплатно. Мне приходилось видеть каталоги антикварных заведений, торговавших произведениями изобразительного и прикладного искусства. Теперь эти функции ознакомления удаленных клиентов с наличным товаром перешли к интернету. На веб-сайте можно легко показать и рассказать о своем товаре. Ту же роль играет интернет-коммерция.
Основную массу информации о статистике продаж и ценах дают каталоги аукционов. Выпуск каталогов имеет для рынка побочный эффект, не уступающий коммерческому. Каталог первую половину "жизни" служит аукционисту для публичных торгов, вторую - для "вечности", фиксируя товары и цены для следующих поколений. Для наших участников антик-рынка "маяком" служит издательская деятельность аукционных домов "Сотбис" и "Кристис", выпускающих сотни каталогов ежегодно. Эти дома контролируют до 70% мировых аукционных продаж, поэтому "на учет" ставится значительная часть товарной массы на антик-рынке. Аукционный бум (начало 1990-х годов) в России прошел, и сейчас каталоги аукционов выпускают только пять московских организаций. База статистики продаж сузилась.
Все значительные антикварные предприятия Москвы предпринимали попытки выпускать периодику, посвященную антик-рынку: "Купина", "Гелос", "Магнум". При сравнении этих изданий с зарубежными видна разница - отечественные по содержанию познавательно-развлекательные, зарубежные - деловые, прагматичные. В начале 1990-х галерея ЛЛД "Артмедиа" выпустила несколько сборников "Художественный рынок Москвы" с ценами на антиквариат в торговых предприятиях города. Аналогичные сборники выпускал центр "Ведута". В издательстве "Artlibris" вышел сборник "Русское искусство на аукционах "Сотби" и "Кристи" за 10 лет".
Не подозревая о своей роли "учетчиков на антик-рынке", журналисты выполняют задачи ввода в рыночный оборот заметных предметов антиквариата. В СМИ рассказывают о результатах аукционов, дорогих предметах, продаваемых на антик-рынке, иногда публикуются сводки продаж. То же можно сказать о предметах, украденных из частных коллекций и таким путем попавших в рыночный оборот.
Для предупреждения ввода в оборот подделок, сомнительных предметов большое значение приобретает инвентаризация творчества значительных художников (Пикассо, Шагала и др.). Так, недавно в Париже вышел каталог, куда вошло описание всех известных на сегодняшний день работ Малевича.
Сейчас наши коллекционеры, как и 100 лет назад, учитывают свои коллекционные предметы с помощью картотек, записных книжек, табличек, отметок в каталогах. Необходимость учета объяснять не надо. Считается, что "держать в уме" можно не более 300 объектов, затем нужна детальная регистрация. Она же очень полезна на случай кражи коллекции. Сейчас разработчики программ для интернета предлагают программы ведения личных библиотек, меню и т.п. Разработка программ ведения учета личных коллекций труда не составит. Зато у коллекционеров появится дополнительная возможность похвастаться в интернете шедеврами собственной коллекции. Сообщество коллекционеров и антик-рынок от этого много выиграют.
Подводя итоги, можно сказать, что у нас, выражаясь в терминах бухучета, кое-как налажен первичный учет оборотов антик-рынка, но полностью отсутствует аналитический и синтетический учет, и поэтому антик-рынок непрозрачный. С распространением интернета бессознательно начался глобальный процесс инвентаризации культурных ценностей, созданных за 5000 лет цивилизации. Процесс пойдет быстрее, когда будет осознана его полезность и будут выработаны общие правила и соглашения.