Через две недели, 10 и 11 мая, в столице Финляндии пройдет так называемый Международный весенний аукцион, который проведет "крупнейший аукционный дом Северной Европы", как он себя обычно представляет в пресс-релизах, "Буковскис-Хорхаммер". Как я уже писал, Хельсинкское отделение шведского аукционного дома строит свою торговлю в Финляндии следующим образом: примерно раз в месяц проводятся, как их здесь называют, "дилерские аукционы" (они похожи на наши гелосовские аналоги только по названию, у северян торги гораздо более значительные по количеству лотов, да и по их качеству). Эти дилерские аукционы проходят в скромном головном офисе фирмы, что в центре Хельсинки на небольшой пешеходной улочке Iso Roobertinkatu. А дважды в год, в начале мая и в конце ноября, устраиваются "международные аукционы", местом проведения которых становится самая знаменитая финская "площадка" - "Финляндия-холл", известная тем, что здесь в 1975 году проходило эпохальное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Международные аукционы огромны по размерам: свыше 800 лотов, превалируют на них, конечно, произведения из соседней Швеции, однако до сотни лотов обычно относится к русскому искусству. Поэтому российскому покупателю Буковскис должен быть интересен.
На предстоящих торгах множество лотов русского происхождения будет располагаться в прикладных стрингах: в мебели, фарфоре и стекле, ювелирных изделиях и особенно в серебре. В качестве единственного примера приведу лот за номером 628. Это шкатулка с крышкой прямоугольной формы, выполненная, как отмечено в каталоге, в "панславянском стиле". Шкатулка длиной 19,5 см является работой А.Тиландера из мастерской Фаберже (1896-1907) и оценивается в 17-19 тыс. евро.
Четыре "русских" лота расположились в стринге "современных иностранных художников". Это три графических листа Шагала не дороже тысячи с небольшим, а также картон Зверева "Прекрасная женщина" (70х60;1967), оцениваемый предварительно в 1-1,2 тыс. евро.
Основная часть российских лотов разместилась в стринге с названием "иностранные художники". Так как их не очень много и учитывая сравнительную малоизвестность финского аукциона в России, позволю себе описать большинство из них.
Русская часть начинается со скульптуры Напса. Бронза "Тройка" длиной 26 см получает эстимейт 3,5-4,5 тыс. евро. (Это, кстати, будет середина торгов, примерно 350-й лот.) Далее следует картон Васильковского "Святогорский монастырь" (далее после указания размеров и в отдельных случаях техники и времени создания я буду выделять эстимейты лотов: 24х36; 5,5-6 тыс.). Единственным полотном представлен абсолютный лидер русских продаж Айвазовский. Это "Возвращение домой" с пометой "его школа" (27х46; 7-9 тыс.). Две картины принадлежат кисти Баумгартнера: "Рыбный рынок" (82х128; 5-6 тыс.) и "Рыбаки в гавани" (81х130; 4-5 тыс. евро). Далее следует довольно редкий на рынке художник Виктор Штембер с обнаженной "Евой" (187х107; 4-6 тыс.) и Иван Колесников, который также появляется в продаже значительно реже своего более известного брата Степана. Небольшой картон Колесникова "Ночь в городе" (18х31) оценивается в 1,5-2 тыс.
В ряду так называемых каталожных художников, то есть тех, кто часто имеется в открытой продаже, и их цены стабильны, можно назвать и Башинджагяна с "Лунной прогулкой" (107х53; 6-8 тыс. евро), и Вельца с "Деревенской улицей в Италии" (54х76; 5-7 тыс.), и "деревенского" Серова с картоном "Отдыхают" (22х29; 8-10 тыс.; с пометой "приписывается").
Илья Репин, художник, последние несколько десятилетий жизни проведший в Финляндии, должен по идее быть здесь очень популярен и распространен. Однако на прошлых, ноябрьских торгах, где мне довелось присутствовать, Репин был всего один. Сейчас будет по-другому, сразу пять лотов носят фамилию этого автора. Здесь один весьма экспрессивный холст на картоне "Берега Невы" (12х22; 5-7 тыс.) и три рисунка: акварель "Читающая женщина" (26х36; 6-8 тыс.), тушь "Портрет Лиды Бродской" (40х33; 1909; 5-7 тыс.) и карандашный "Бородатый мужчина" (36х28; 1,5-2 тыс.). Еще один "репинский" лот представляет собой полноценный довольно крупный холст с этюдом "Бородатый мужчина в фуражке" (55х43; 1913). У него самый большой эстимейт среди русских лотов - 20-22 тыс. евро. Такая же оценка и у большого полотна Богданова-Бельского "Весенние игры" (78х69) с традиционными крестьянскими ребятишками.
Осталось назвать еще несколько художников традиционного направления русской живописи. Это два лота кисти Егорова: симпатичный картон "Зимний день" (45х54; 1,5-2 тыс.) и гуашь "Таллин" (32х54; 3-4 тыс.) - и один из самых дорогих по эстимейту пейзаж на картоне "Глухари в лесу" работы графа Муравьева (67х102; 16-18 тыс.). И еще несколько более редких для российского рынка художников. Таких, как Дейнека - гуашь "Корабли в гавани" (43х72; 1935; 2-3 тыс.), Фальк - гуашь "Парижский бульвар" (26х32; 1937; 1,2-1,4 тыс.), Кустодиев - картон "Мечтающий" (26х20; 7-9 тыс.), Михаил Клодт - доска "Момент тишины" (35х26; 1891; 7-9 тыс.). К "редкостям" можно отнести и одну из двух аукционных работ художника "соцреалистического направления" Ивана Владимирова. Его акварель "Охраняют фабрику" (48х71) будет стоить от 2 до 2,5 тыс. евро. Напомню, что это направление становится сейчас все более модным в российском и мировом коллекционировании.
Последнее, о чем хотелось бы упомянуть, - что почти все русские лоты имеют помету "аутентичность подтверждена Владимиром Петровым".