Аукционный дом Кристис в Нью-Йорке 11 апреля провел торги со следующим названием "Important Silver, Objects of Vertu and Russian Works of Art". Как мне уже приходилось писать ранее, сейчас "русские предметы искусства" у Кристис не являются приоритетным направлением бизнеса. Директор Русского департамента дома Алексис де Тизенгаузен только планирует "реанимацию русских торгов" в прежнем масштабе (может быть, с осени?), а пока удовлетворяется преимущественно американским покупателем и совмещением русских вещей с "важным серебром и безделушками".
"Русские предметы искусства" на аукционе в Рокфеллер-центре заняли всю утреннюю сессию: их было 154 лота. А так как итоги нью-йоркских русских торгов Кристис обязательно будут включены в число "эталонных" продаж искусства России, в то время как у нас в Москве они вообще-то менее известны, чем британские сессии, я позволю себе остановиться на этом аукционе подробнее.
Первые 53 лота относились к категории "живописи и графики". Пройдемся по этому стрингу. Уже четвертый номер предоставил некую тему для размышления: это была "коллекция русских военных литографий", опубликованная Дациаро в 1854 году, числом 56 и оценкой в 6-8 тыс. долл. А куплена была "коллекция" за 19 тысяч. Следующий лот представлял чернильный рисунок "Казаки" Александра Орловского (41х50; 1831) с эстимейтом 10-12 тыс. Конечная сумма продажи лота составила 29 тысяч. "Вид венецианских берегов на закате" (30х39; 1867), подписанный и датированный Иваном Айвазовским, провенанс которого, судя по каталожной помете, происходил от "члена благородной семьи", оценивался предварительно в 30-50 тыс., а ушел в результате за 107,5 тыс. долл.
(Не так давно, помню, картины Айвазовского оценивались по схеме "оценка по большой стороне", то есть каков наибольший размер произведения, столько тысяч долларов оно и должно стоить. Теперь, похоже, пришло время умножать на три малую сторону айвазовских, чтобы получить среднюю цену).
А уже десятый лот аукциона принес наивысшую сумму продажи русской части торгов: 220 300 долларов. Такой серьезной высоты достигло полотно Богдана Виллевальде "Конные полки в минуты отдыха" (100х95; 1849). Показательно, что у знакомых мне московских антикваров этот результат не вызвал удивления.
Вот еще так называемые эталонные художники. Валентин Серов "Русская ферма" (27х33; 1905) продан за 20 тыс. Исаак Левитан "Закатный пейзаж" (57х73; 1923) ушел за 96 тыс. долл. Столько же потянула его же "Золотая осень у реки" (58х89; 1896). "Чаепитие русской крестьянки" кисти Абрама Архипова (141х107; 1917), почти вдвое превысив эстимейт, ушло за 186 тыс. долл. Один из эскизов Ильи Репина к "Заседанию Госсовета┘" достиг цены в 131 тысячу ("Портрет Федора Густавовича Тернера"; 53х43). А "Портрет Татьяны Рябушинской" (76х58) кисти прекрасного Александра Яковлева при скромном эстимейте 12-16 тыс. достиг уровня 50 тыс. долл. Традиционно для последних лет высоко поднялись очередные "переживания по поводу Дега" кисти Зинаиды Серебряковой. Вернее сказать, ее карандаша, поскольку нынешние "Молодые балерины" (63х48; 1921-1924) выполнены пастелью на бумаге. Что не помешало им подняться до 114 тыс. долл., немного превысив оценку. Проданными оказались также 3 из 5 выставленных "рерихов". Особенно отличилась темпера на картоне "Сила" из "Океанской серии" (51х76), происходящая из Музея Рериха в Нью-Йорке, достигшая 71 тысячи. А еще более "Мечтательность" из той же серии, чуть большего размера (56х84), датированная 1922 годом. Последняя темпера поднялась до 113,5 тыс. долл. Кстати, эстимейт обоих лотов составлял 60-90 тыс.
Хочется еще особо отметить работу редкого на рынке художника Сергея Чехонина. Его акварель с гуашью с названием "Театр" (70х48) ушла за 35 850 долл.
Оставшийся 101 русский лот был скульптурой, фарфором и, конечно, серебром - Фаберже, Фаберже и еще раз Фаберже... Отмечу некоторые результаты. Икона "Св. Александр Невский и Ангел-хранитель" в хлебниковском окладе 1882 года продалась вдвое выше эстимейта за 32 тыс. долл. За 35,8 тыс. продана очень редкая серебряная шкатулка 1788 года великоустюжской работы с изображением чесменской баталии (диаметр 9,3 см). 48 тысяч отдал покупатель за фотографическую рамку с симпатичными нарциссами (10,5 см по большой стороне) работы Михаила Перхина. Другой фаберовский мастер Виктор Аарне достиг еще более высокой цены: за звонок в виде кролика длиной 15,2 см и весом 390 г было отдано 72 тыс. долл. Однако всех победил еще один сотрудник мастерской Фаберже Хенрик Вигстрем, чей петушок с раскрытым клювом из лабрадорита и разноцветного кварца с золотом и бриллиантами высотой в 8,2 см добрался до суммы 89,6 тыс. долл. (при оценке 25-35 тыс.).
А вот топ-лот - пасхальное яйцо "Алмазная решетка" работы все того же Фаберже (мастер Август Хольмстрем), в 1960 году проданное в Лондоне домом Сотбис, а в последние годы находившееся в частной американской коллекции, которое оценивалось в 2-3 млн. долл., продано не было. И никаких комментариев Кристис пока не дает.