0
777
Газета Антиквариат Интернет-версия

18.04.2003 00:00:00

"Алмазная решетка" не прошла

Тэги: ньюйорк, аукцион, кристис, торги


Аукционный дом Кристис в Нью-Йорке 11 апреля провел торги со следующим названием "Important Silver, Objects of Vertu and Russian Works of Art". Как мне уже приходилось писать ранее, сейчас "русские предметы искусства" у Кристис не являются приоритетным направлением бизнеса. Директор Русского департамента дома Алексис де Тизенгаузен только планирует "реанимацию русских торгов" в прежнем масштабе (может быть, с осени?), а пока удовлетворяется преимущественно американским покупателем и совмещением русских вещей с "важным серебром и безделушками".

"Русские предметы искусства" на аукционе в Рокфеллер-центре заняли всю утреннюю сессию: их было 154 лота. А так как итоги нью-йоркских русских торгов Кристис обязательно будут включены в число "эталонных" продаж искусства России, в то время как у нас в Москве они вообще-то менее известны, чем британские сессии, я позволю себе остановиться на этом аукционе подробнее.

Первые 53 лота относились к категории "живописи и графики". Пройдемся по этому стрингу. Уже четвертый номер предоставил некую тему для размышления: это была "коллекция русских военных литографий", опубликованная Дациаро в 1854 году, числом 56 и оценкой в 6-8 тыс. долл. А куплена была "коллекция" за 19 тысяч. Следующий лот представлял чернильный рисунок "Казаки" Александра Орловского (41х50; 1831) с эстимейтом 10-12 тыс. Конечная сумма продажи лота составила 29 тысяч. "Вид венецианских берегов на закате" (30х39; 1867), подписанный и датированный Иваном Айвазовским, провенанс которого, судя по каталожной помете, происходил от "члена благородной семьи", оценивался предварительно в 30-50 тыс., а ушел в результате за 107,5 тыс. долл.

(Не так давно, помню, картины Айвазовского оценивались по схеме "оценка по большой стороне", то есть каков наибольший размер произведения, столько тысяч долларов оно и должно стоить. Теперь, похоже, пришло время умножать на три малую сторону айвазовских, чтобы получить среднюю цену).

А уже десятый лот аукциона принес наивысшую сумму продажи русской части торгов: 220 300 долларов. Такой серьезной высоты достигло полотно Богдана Виллевальде "Конные полки в минуты отдыха" (100х95; 1849). Показательно, что у знакомых мне московских антикваров этот результат не вызвал удивления.

Вот еще так называемые эталонные художники. Валентин Серов "Русская ферма" (27х33; 1905) продан за 20 тыс. Исаак Левитан "Закатный пейзаж" (57х73; 1923) ушел за 96 тыс. долл. Столько же потянула его же "Золотая осень у реки" (58х89; 1896). "Чаепитие русской крестьянки" кисти Абрама Архипова (141х107; 1917), почти вдвое превысив эстимейт, ушло за 186 тыс. долл. Один из эскизов Ильи Репина к "Заседанию Госсовета┘" достиг цены в 131 тысячу ("Портрет Федора Густавовича Тернера"; 53х43). А "Портрет Татьяны Рябушинской" (76х58) кисти прекрасного Александра Яковлева при скромном эстимейте 12-16 тыс. достиг уровня 50 тыс. долл. Традиционно для последних лет высоко поднялись очередные "переживания по поводу Дега" кисти Зинаиды Серебряковой. Вернее сказать, ее карандаша, поскольку нынешние "Молодые балерины" (63х48; 1921-1924) выполнены пастелью на бумаге. Что не помешало им подняться до 114 тыс. долл., немного превысив оценку. Проданными оказались также 3 из 5 выставленных "рерихов". Особенно отличилась темпера на картоне "Сила" из "Океанской серии" (51х76), происходящая из Музея Рериха в Нью-Йорке, достигшая 71 тысячи. А еще более "Мечтательность" из той же серии, чуть большего размера (56х84), датированная 1922 годом. Последняя темпера поднялась до 113,5 тыс. долл. Кстати, эстимейт обоих лотов составлял 60-90 тыс.

Хочется еще особо отметить работу редкого на рынке художника Сергея Чехонина. Его акварель с гуашью с названием "Театр" (70х48) ушла за 35 850 долл.

Оставшийся 101 русский лот был скульптурой, фарфором и, конечно, серебром - Фаберже, Фаберже и еще раз Фаберже... Отмечу некоторые результаты. Икона "Св. Александр Невский и Ангел-хранитель" в хлебниковском окладе 1882 года продалась вдвое выше эстимейта за 32 тыс. долл. За 35,8 тыс. продана очень редкая серебряная шкатулка 1788 года великоустюжской работы с изображением чесменской баталии (диаметр 9,3 см). 48 тысяч отдал покупатель за фотографическую рамку с симпатичными нарциссами (10,5 см по большой стороне) работы Михаила Перхина. Другой фаберовский мастер Виктор Аарне достиг еще более высокой цены: за звонок в виде кролика длиной 15,2 см и весом 390 г было отдано 72 тыс. долл. Однако всех победил еще один сотрудник мастерской Фаберже Хенрик Вигстрем, чей петушок с раскрытым клювом из лабрадорита и разноцветного кварца с золотом и бриллиантами высотой в 8,2 см добрался до суммы 89,6 тыс. долл. (при оценке 25-35 тыс.).

А вот топ-лот - пасхальное яйцо "Алмазная решетка" работы все того же Фаберже (мастер Август Хольмстрем), в 1960 году проданное в Лондоне домом Сотбис, а в последние годы находившееся в частной американской коллекции, которое оценивалось в 2-3 млн. долл., продано не было. И никаких комментариев Кристис пока не дает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1717
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3675
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2728
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2228

Другие новости