"Весенняя антикварная неделя", которую провел в конце марта австрийский аукционный дом Доротеум, была отмечена целым рядом интересных лотов, в основном принадлежащих к искусству старых мастеров. В завершение недели, 29 марта, на аукционе "старой живописи" было выставлено несколько работ мирового уровня, многие из которых достигли солидных результатов.
Так, в самом начале аукциона (который был составлен, кстати, из почти 500 лотов) конечной цены в 75 тыс. евро достигла панель "Мадонна с младенцем" (52х41; первая половина XV в.) кисти миланского живописца Джованни Риччи по прозвищу Джампетрино. Предварительная оценка картины составляла 20-25 тыс. евро. Полотно Доменико Тинторетто "Коронование Богоматери" (141х115), датируемое рубежом XVI-XVII вв. с эстимейтом 20-30 тыс., ушло в результате за 40 тыс. Зато предыдущий лот под номером 42, представляющий собой небольшое (28х22) изображение "Благославляющего Христа" (темпера на дереве), приписываемое последователю Дуччо, работавшему в 1270-1280 годах, стартовал с символической суммы в 1 евро, а вырос до 140 тыс. (в 140 тыс. раз, между прочим, - вот это кратность!).
При таком росте скромно выглядит работа мастерской Рогира ван дер Вейдена "Мадонна с младенцем" (44х33), которая даже не достигла верхней границы эстимейта и ушла "всего" за 90 тыс. Зато огромное полотно кисти Якоба Йорданса "В кузнице Вулкана" (194х143), эстимейт которого был невелик - 3-5 тыс. евро, поднялось до 75 тыс.
Как и ожидалось, наиболее эффектно выглядел в результате лот # 303, представлявший полотно Лукаса Кранаха-старшего "Портрет принцессы Маргариты Саксонской". Эта доска размером 48х32, начав со старта в 1 евро, в результате торгов досталась новому владельцу за сумму в 260 тыс. евро.
Примерно в эти же сроки, с 24 по 28 марта, по соседству с Австрией, в швейцарском Цюрихе, прошли столь же впечатляющие торги аукционного дома Галерея Келлер. Вот лишь некоторые результаты.
Горный пейзаж классика швейцарской живописи первой половины XIX в. Александра Калама "Веттерхорн" (50х40) в десять раз превысил эстимейт и достиг цены 48 750 евро. Один из предполагаемых топ-лотов - "Женская обнаженная полуфигура на фоне пейзажа" (60х46) кисти итальянца первой половины XVI в. Джованни Педрини (Джампетрино) всего лишь удвоил нижний эстимейт и ушел за 242 тыс. Чуть выше нижней границы оценки, за 52,5 тыс. евро был продан небольшой пейзаж на меди Яна ван Гойена (34х51; 1647). Серия из четырех небольших (по 21х26) работ Яна Питера Брейгеля (сер. XVII в.) ушла немного выше эстимейта, за 121 тыс. евро. Наконец, безусловный топ-лот аукциона, полотно Питера Брейгеля-младшего "Проповедь Иоанна" (д., м.; 92х172; 1620), происходящее из коллекции графа Лихтенштейнского, не достиг предполагавшейся суммы в миллион швейцарских франков, а остановился на 847 тыс. (то есть 588 тыс. евро).
Из лотов, имеющих отношение к России, отмечу лишь уход за 33 тыс. евро, вдвое выше верхней оценки, морского пейзажа на дереве, "приписываемого Ивану Айвазовскому". Это была "Лодка, потерпевшая кораблекрушение у скалистых берегов" (18,5х24; 1881).