Считается, что коллекционирование и антик-бизнес - серьезное и даже скучное занятие для серьезных людей и поэтому не располагает к шуткам и юмору. Тем не менее чтение объявлений о покупке антиквариата может доставить несколько веселых минут. Обижаться и возмущаться на авторов не следует. Нашему антик-рынку немногим более 10 лет. Возраст детский, но и это пройдет! Пока же давайте почитаем некоторые из объявлений. Все искатели древностей дают в объявлениях номер контактного телефона. Далее для удобства будем называть их абонентами МГТС. Правда, последнее время стали появляться номера мобильных телефонов.
Москва догоняет Антверпен. Если довериться объявлениям на стенах домов, в вагонах метро, на ветровых стеклах авто у стихийных рынков, то Москва - это город, где брильянтами торгуют повсюду. Например, некое "О.О.О. купит золото, брильянты, столовое серебро, иконы, награды, старину до 1917 г.". Другой абонент: "Аксессуары золотые известных фирм, ювелирные изделия с брильянтами, куплю недорого". Как у Ильфа и Петрова: "Грузите апельсины (брильянты) бочками!"
Святая простота. Долгое время абонент МГТС печатает объявления о покупке "Авангард: Машков, Малевич, Кондинский (вначале был Кандинский), Шагал и т.п.". Если владелец картин знает, что у него вещь Малевича или Кандинского, то он наверняка знает, сколько миллионов долларов стоят полотна этих художников на мировом рынке. Есть ли у абонента миллионы долларов для расплаты с владельцем? Другой абонент увлекся покупкой по объявлениям картин Николая Рериха. Алло! Мы ищем дураков!
Еще один пример. В начале 1990-х гг. немецкий режиссер задумал снимать в Москве исторический фильм. В газетах появились объявления: "Киностудия купит одежду, мебель, ювелирные изделия XVII века". Позднее режиссер жаловался в интервью, что в Москве трудно работать - невозможно купить для съемок подлинные вещи XVII века. Интересно было бы у него узнать, как обстоят дела в ФРГ с розничной куплей-продажей предметов XVII века. Недавно одна киностудия заявила о готовности взять в аренду награды, военную форму и др. 1920-1950 гг. Что, по-вашему, владелец получит назад после съемок?
Некомпетентность. Несколько абонентов захотели приобрести первое издание книги Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Сначала предлагали 1000 долл., затем подняли цену до 5000. Могли бы предложить и миллион долларов! В XVIII веке после уничтожения книги Радищева на руках осталось 25 экз. К середине 1930-х гг. сохранилось 7-8 экземпляров. В начале XX века издатель Суворин, после того как его наборщики испортили экземпляр книги библиофила Шибанова, предлагал любую цену за приличный экземпляр книги, но такового не нашел.
Как-то странно на страницах рекламных изданий рядом с объявлениями о покупке лома цветных металлов, отходов кабеля читать объявления о покупке редчайших русских изданий, которых не найти на мировых аукционах. Ищите и обрящете: архивы Сталина, первоиздания Новикова XVIII века, труды Лобачевского до 1850 г., рукописные книги Крученых, Матюшина... Вероятно, такого в мире не встретишь!
Романтики-мечтатели. Абонент купит: "Дворцовую мебель, бронзу, картины Европы. XIX век". Воображение абонента рисует легендарных арбатских старушек, которые 10 последних "рыночных" лет продолжают жить в окружении дворцовой роскоши и не знают, куда бы все это пристроить. Другой абонент, много лет покупавший модели паровиков, куклы, игрушки и "другие очаровательные редкости", вдруг озаботился покупкой "рыцарских доспехов и другой турнирной атрибутики". Непонятно, как это в московских квартирах могли заваляться предметы, которыми увлекался царский двор и петербургская знать в середине XIX века? Еще один абонент купит "трофеи до 1945 г., каску, знамя, форму". Во время войны за взятие вражеского знамени полагался орден и отпуск домой. Трудно поверить, чтобы участник ВОВ пренебрег тогда всем этим ради того, чтобы продать трофейное знамя любителю нацистской символики.
Маленькие хитрости. Чтобы разжалобить, расположить к себе владельца старины, используются забавные приемы. Долгое время абонент давал объявления о покупке фотоальбомов "Первая Конная, РККА, 10 лет Советского Узбекистана, фотоальбомов о строительстве, подвигах и победах". По мысли автора, прочитав такое объявление, патриотически настроенный пенсионер поспешит отдать в хорошие руки альбомы с авторством Родченко. Другой вариант: "Детский театр при организации инвалидов примет в дар или купит недорого предметы старины, одежду, обувь, мебель, ткани, веера, сумочки и др.". В детском театре без подлинных предметов старины никак не обойтись... И последнее - "Коллекционер-инвалид примет в дар антиквариат".
Комические. "Куплю кортик-саблю ордена до 1917 года картину-ружье..." (пунктуация автора - комментарии не нужны). Еще один абонент нацелился на следующие покупки: "Предметы антиквариата, картины, автографы, рукописи на военную тематику, окаменелости, метеориты и др.". Следующий абонент покупает антиквариат по 40 "номинациям", среди которых: розовая фигура, колокол, венцы любые, бивень мамонта, монеты 1500-1929 гг... Как в старой шутке "авто-мото-вело-фото-баб- и радиолюбитель".
Причины появления этих забавных объявлений просты. Во-первых, наивное восприятие запросов зарубежного антик-рынка; принято считать - все, что дорого ценится на зарубежных антик-рынках, можно легко и задешево купить в России. Во-вторых, абсолютное незнание авторами объявлений московских реалий, условий среды. В-третьих, наши граждане, выполняющие в Москве поручения зарубежных коллекционеров, не имеют никакого представления, о чем их просят.