В последнее время неоднократно приходилось писать о том, что конкурентная борьба между двумя антикварными гигантами - Кристис и Сотбис - за право первенства на мировом рынке русского искусства увенчалась полной победой последнего. Дом Сотбис сохранил и укрепил свой русский отдел, его руководитель Джоанна Викери превратилась в авторитетного специалиста, и русские аукционы дом проводит по-прежнему, как во времена "русского бума" начала 90-х, дважды в год. А теперь еще и разделив торги надвое, на основную, живописную часть и более дешевую, декоративно-прикладную.
Кристис же, утратив в середине 90-х своих харизматических экспертов Джона Стюарта и Ивана Самарина, к рубежу тысячелетий откатился на обочину русского рынка. Лишь осенние торги проводились последние годы во второстепенном офисе Кристис в Южном Кенсингтоне, коллекция была явно невысокого уровня (со множеством вопросов у специалистов), и общие объемы продаж бывали вдесятеро меньше, нежели у конкурентов с Нью-Бонд-стрит.
Недавно в Москве побывал с визитом старший вице-президент, международный директор русского отдела Кристис Алексис де Тизенгаузен. В состоявшейся короткой беседе мы не могли не затронуть проблемы перспектив развития русского антик-рынка на Западе и соответствующих планов дома Кристис, в частности.
По словам Алексея Алексеевича, его фирма в последние годы переориентировала русский рынок на Америку. Кристис сделал ставку на проведение аукционов в Нью-Йорке, где, как говорит Тизенгаузен, они проходят весьма успешно, а главное, нет той "тусовки" (это слово по-русски Алексис не знает, и подобрал его по смыслу я сам, в чем каюсь), которая окружает русские торги в Лондоне. В этой эскападе господина Тизенгаузена явно содержался укол в сторону конкурентов из Сотбис. Не секрет, что их русские торги действительно являются сейчас едва ли не в большей степени элементом светской жизни, "тусовочности", когда побывать в Лондоне на Сотбис и что-нибудь прикупить там считается престижной необходимостью. Алексей Тизенгаузен высказался также в том смысле, что ему не хотелось бы обсуждать конкурентов, но ему не нравится ажиотажный рост цен на русское искусство, инициируемый ими. "Это плохо влияет на рынок", - считает Тизенгаузен, и с ним нельзя не согласиться.
Что касается Нью-Йорка, здесь "всегда в зале присутствуют только те, кому это действительно надо", то есть реальные покупатели. Кстати, покупают там в основном американские русские, но есть и "русские русские", а также аборигены.
Ближайший аукцион, названный "Важное серебро, безделушки и русские предметы искусства" (Important Silver, Objects of Vertu and Russian Works of Art), состоится в Рокфеллер-центре 11 апреля. В макете каталога, который Алексис показывал мне в Москве, было около 150 лотов русского происхождения. Назову некоторые, наиболее интересные. Лот # 4, оцененный в 6-8 тыс. долл., представляет подборку "военных литографий", изданных Дациаро в 1854 г. Это 46 цветных и ч/б гравюр Шарля Пайоля в кожаном переплете. Далее следуют рисунок А.Орловского и полотно Виллевальде ("Гренадеры и уланы на отдыхе"; 100х95; 90-110 тыс. долл.). Лот # 6 - это Иван Айвазовский, "Вид с морского берега в Венеции на закат" (1867; 30х39; 30-50 тыс.). Лоты ## 11-13 представляют собой небольшие подборки рисунков К.Брюллова с оценками от 5 до 12 тыс. долл.
Двумя портретами представлены В. и. К. Маковские, тремя лотами - рисунки Репина, тремя - пейзажи Левитана. Один из них, "Пейзаж на закате" (57х73) получил эстимейт 75-95 тыс. долл. Привлекает внимание большое полотно Архипова "Русская крестьянка, пьющая чай". При размерах 141х107 оценка картины составила огромную сумму 70-100 тыс. долл. Топ-лотом аукциона, мне кажется, можно назвать лот # 24 с именем Виктора Васнецова. Это меню коронационного банкета Николая II и Александры Федоровны. Лист бумаги на картоне (95х27), изукрашенный заставками и буквицами в русском стиле, оценен в 50-70 тыс. долл.
У Репина выставляется еще два портрета, один из которых - этюд к "Заседанию Госсовета" оценен в 60-90 тыс. Не обошлось, конечно, без традиционной Серебряковой с обычными "Юными балеринами" (бумага, пастель; 63х48) с привычной оценкой в 80-90 тыс. долл. 5 лотов - работы Н.Рериха, от гуашей за 6-8 тыс. до темперы за 60-90 тыс. долл. Отдельные лоты включают рисунки Кустодиева, Серова, Бенуа.
Чтобы дать представление о прикладной части предстоящих торгов, назову один лот: это настольная зажигалка с пепельницей в виде серебряного слоника на задних ногах. Имеет марки Фаберже и мастера Раппопорта. Датирована 1895 г., имеет 19 см. в высоту. Оценка 55-65 тыс. долл.
Несомненным топом всех торгов, особенно в смысле цены, является лот # 101. Это яйцо, подаренное Александром III Марии Федоровне к Пасхе 1892 г. Яйцо работы Хольмстрема из бовенита, с бриллиантами, золотом, серебром и платиной, высотой 10,8 см. Яйцо обладает безупречным провенансом и солидной экспозиционной историей. Оно носит имя собственное "Алмазная решетка". Кроме того, из 50 документально подтвержденных пасхальных яиц Фаберже 8 считаются сейчас официально пропавшими, местонахождение 42 известно: это музеи и крупнейшие частные мировые коллекции. И только 4 предмета находятся во владении неназываемых "частных коллекционеров в США". И вот одно из этих четырех выставляется на Кристис - Нью-Йорк. Эстимейт соответствует величине сенсации - 2-3 млн. долл.
В завершение нашего короткого разговора Алексей Тизенгаузен признал, что Кристис заметно "забросил" русский антик-рынок в Англии. "Что же делать, я не могу одновременно быть и в Нью-Йорке, и в Лондоне..." Однако начиная с будущей осени дом Кристис собирается всерьез заняться Россией и в Великобритании. По крайней мере предстоящие осенние русские торги снова вернутся в главный офис Кристис на Кинг-стрит.