Австрийский аукционный дом Доротеум обнародовал свои планы на весеннюю антикварную сессию. Главным событием для российских любителей старины оказалось отсутствие в планах одного из лидеров аукционной торговли Старой Европы мероприятия со словом "русское" в названии. То есть Вена отказалась от русских продаж.
Конечно, этого и следовало ожидать - при том невысоком уровне коллекции, которую с трудом австрийцы набирали к майским торгам (а ведь еще года три назад русские аукционы в Вене проходили дважды в год, прямо как в Англии), при том отсутствии "раскрученности" венских мероприятий в российской антикварной среде. Стоит вспомнить, что на последних (в истории?) русских торгах в мае 2002 г., на которых мне довелось побывать, половину сравнительно небольшой коллекции составляли работы современных авторов. Причем в отличие от британцев, последовательно "поднимающих" сейчас на щит искусство андерграунда 60-70-х, австрийцы формировали современную часть аукциона весьма хаотично; фамилии художников-участников в большинстве своем никому не известны. Да и о чем вообще говорить, если подавляющее большинство современных участников русских торгов оказывались украинцами, которых переправляли в Вену украинские же дилеры через соседнюю Чехию, чтобы потом торговать их картинами где-нибудь на Старом Мясте, предъявляя покупателям австрийские каталоги с высоченными эстимейтами...
Как бы то ни было, еще один центр исчез с русской карты антикварной торговли.
Дому Доротеум, я думаю, это событие не принесет вообще никаких убытков, поскольку прибыль от тех русских торгов, которые мне пришлось наблюдать, если и была, то - мизерная. У австрийцев есть еще чем торговать, что они и доказывают планами своей "первой аукционной недели 2003". Эта "первая неделя", когда торги в здании на Доротеергассе будут проводиться каждый день с 24 по 28 марта включительно, отличается специализацией на работах "старых мастеров". Полный список аукционов таков: "Стекло и фарфор" 24 марта, "Скульптура" 25-го, "Мебель и декоративное искусство" 26-го, "Живопись старых мастеров" 27 марта и двое торгов 28-го - "Ювелирные изделия" и "Старые мастера. Рисунки и печатная графика до 1900, акварель и миниатюры".
Старое искусство будет и на ювелирных, и на мебельных торгах. В "стекле и фарфоре" встречаются довольно редкие и дорогие лоты заводов Мейсена, Вены, Севра. Очень впечатляет подборка деревянной готической скульптуры рубежа XV-XVI вв. ("Готическая мадонна" из Южного Тироля с оценкой 50-55 тыс. евро или "Св. Михаил" из Ульма за 58-66 тыс. евро). Но главные впечатления, конечно, от лотов из коллекций живописи и рисунков старых мастеров. Чего стоит одно только перечисление фамилий: Рогир ван дер Вейден, Лукас Кранах-старший, Тинторетто, Ян ван Гойен, а среди рисунков еще Дюрер и Гойя. Вот некоторые лучшие лоты ("highlights"). "Мадонна с младенцем" из мастерской Рогира ван дер Вейдена оценивается в 80-100 тыс. евро. "Голландский речной пейзаж" Яна ван Гойена - в 70-90 тыс. А "Портрет принессы Маргариты Саксонской" кисти Лукаса Кранаха-старшего имеет пометку "estimate on request" или, как у нас обычно пишут, "по договоренности".