Подмосковная артгалерея "Дача" открыла на своей территории в элитном поселке Жуковка выставку, названную устроителями - галереей "Старинный интерьер" - просто и без претензий: "Наше море". Как явствует из названия, выставка посвящена одному из самых "рыночных" направлений русской живописи, - морскому пейзажу и жанру. Ведь именно в этом сегменте нашего антикварного рынка располагается самый дорогой русский художник-академист Иван Константинович Айвазовский.
Так что тема для столь новорусской галереи, какой и по своему месторасположению, и по архитектурным принципам оказывается галерея "Дача", была избрана очень точно: более 50 экспонатов позволяют насладиться водной стихией во всем многообразии русской живописи середины XIX - начала XX в. И.Айвазовский, А.Боголюбов, Л.Лагорио, А.Беггров, Н.Дубовской - все это фамилии эталонных рыночных художников, чьи работы всегда оцениваются антикварами по первому разряду, и пользуются ажиотажным (без преувеличения можно сказать) спросом в среде покупателей.
Конечно, обилие достаточно однообразных морских просторов слегка надоедает и даже способно вызвать раздражение. Поэтому, наверное, устроители "разбавили" экспозицию моделями кораблей, а также некоторыми техническими предметами, имеющими отношение к плаванию: глобусами, секстанами и аквариумами, в одном из которых плавала небольшая акула, а в другом - почему-то - наручные часы. Вообще же об организации экспозиции как таковой разговор вести не стоит, поскольку шедевры маринистики были сгруппированы в центре зала на втором этаже деревянной "дачи", а все окружающие пространства продолжали занимать разнообразные постоянные "обитатели" галереи: восточные предметы, витрины с ювелиркой и даже пахучие принадлежности ванно-банного ассортимента.
В самой экспозиции "Нашего моря" доминировал Айвазовский с четырьмя работами, среди которых устроители особенно гордятся "самым маленьким в мире": "Морским пейзажем в лунную ночь" размером 2,2 на 4,6 см. Похоже, мини-пейзаж является деталью одной из знаменитых "игрушек", которыми баловался великий маринист. Он во множестве раздаривал собственные фотопортреты "Айвазовский за мольбертом рисует море", где фотопейзаж на мольберте был вырезан, а вместо него вставлено настоящее крохотное живописное произведение. В данном случае "Лунная ночь" оказалась вынута из фотолиста. (Между прочим, все мини-пейзажи имеют приблизительно одинаковый размер.)
Если пользоваться вкусовыми категориями, мне "дачный" Айвазовский совсем не понравился, а из марин такого плана наиболее впечатляюще выглядело "Путешествие на Восток ЕИВ Государя наследника цесаревича Николая Александровича в 1890-1891 годах" кисти штатного художника Морского министерства России Леонида Блинова. Вообще стоит отметить прекрасное полотно Ильи Машкова "Гурзуф" (94х104; 1925), - яркое, солнечное, "бубнововалетское", совершенно музейного уровня.
Интересной находкой выглядел показ картин штатных художников Морского ведомства России. Только в этом министерстве существовала должность штатного живописца, сопровождавшего крупнейшие экспедиции и баталии русского флота. Фамилии художников в основном мало что говорят любителю антиквариата. Это Леонид Блинов с монументальным полотном "Путешествие на Восток ЕИВ Государя наследника цесаревича Николая Александровича в 1890-1891 годах" (70х128), это Константин Круговихин, Николай Гриценко, Михаил Ткаченко. Работы этих художников, конечно, несравнимы по цене с признанными мастерами морского пейзажа, но чаще всего не уступают им по качеству.