- Василий Владимирович, как и когда вы пришли к мысли о возможности проведения в России подобных мероприятий, не боялись ли вы финансовых потерь?
- Идея возникла еще в 1994 году, спонтанно, как и все подобные затеи в то время. Из газет я узнал, что за границей проводятся такие антикварные ярмарки, и подумал: а почему бы не попробовать нам? Весной 96-го мы провели ярмарку современного искусства, на которой, совершенно неожиданно для нас, выставилась одна крупная антикварная фирма. Мы поняли, что антиквары готовы пойти на участие в общей ярмарке. Кроме того, мы узнали, что году еще в
93-м Союз российских антикваров (существовала тогда такая организация) пытался устроить нечто подобное. (Ничего тогда не получилось, потому что устроителем оказался один из участников этого самого рынка, то есть все остальные как бы вынуждены были ему подчиняться, на что никто не пошел.)
Поэтому мы решили рискнуть и в ноябре 1996-го собрали первый салон в ЦДХ в составе 18 участников. Конечно, мы рисковали; более того, первые ярмарки в финансовом отношении давали нам абсолютный минус по прибыли. (Кстати, примерно "на ноль" мы вышли уже на третьей ярмарке.) Однако уже через месяц после первого салона заявки буквально посыпались. Интересно, что изначально мы планировали ежегодное проведение таких ярмарок, но антиквары настояли на весенне-осеннем регламенте. А на следующем салоне было уже ровно вдвое больше участников...
С тех пор мы уже провели 13 ярмарок в Москве, три в Санкт-Петербурге, одну пытались устроить в Нижнем Новгороде, однако не нашли общего языка с местными антикварами.
- Сейчас Антикварный салон превратился в полноправного участника российского антик-рынка, хотя и не торгующего самостоятельно, однако оказывающего огромное влияние на его функционирование. Поэтому интересно ваше мнение о тенденциях развития рынка, мнение непосредственного участника, наблюдающего за ним в то же время как бы со стороны.
- Я могу судить только об инфраструктуре рынка, а не о его качественных изменениях... Я вижу, что не удались попытки организовать на антик-рынке крупные сообщества, союзы, ассоциации, которые неоднократно предпринимались во все годы его существования. Министерство культуры, раньше обладавшее возможностью как-то контролировать эти рыночные процессы путем выдачи лицензий на торговлю, теперь этой возможности лишено и утеряло прежние регулировочные функции. Так что, можно сказать, сейчас антикварный рынок России крайне слабо регулируем. Между тем как непосредственно торговые процессы здесь идут на диво активно.
За все эти годы так и не были образованы крупные антикварные структуры, охватывающие все стороны этой деятельности: от обучающей и экспертирующей до торгово-аукционной с филиалами и представительствами (за исключением, пожалуй, одного лишь Гелоса, последовательно реализующего свои программы на рынке). А так все стараются применить своеобразную галерейную форму работы, более или менее открытую для публики. И в этом, наверное, специфика такого бизнеса в России.
Если же говорить о самих антикварах, могу констатировать, что за эти годы они стали гораздо мобильнее: многие ездят на западные аукционы, некоторые даже пытаются участвовать в аналогичных нашей западных ярмарках.
- Сейчас открывается уже XIV салон, и каждый предыдущий был отмечен постоянным и значительным ростом числа участников. В чем причина того, что количество экспонентов с каждым разом увеличивается, и до каких пределов может длиться это расширение, нет ли в планах активизации работы в провинции и в Петербурге?
- Мы наблюдаем постоянное дробление ранее существовавших фирм на более мелкие. Причины - и раздел капиталов, и рост профессионального мастерства менеджеров.
Что же касается провинции, то у нас был неудачный опыт в Нижнем Новгороде, когда и антиквары двух столиц туда не поехали, и местные торговцы стариной отказались пойти с нами на контакт. В Питере же мы начали проводить салоны, еще когда Путина в Москве не было, так что "чисто имиджевым" проектом питерские ярмарки назвать нельзя: ведь именно этот город называют "столицей русского антиквариата". И могу сказать, что определенное влияние на местный рынок наши салоны, несомненно, оказывают. Мне говорили некоторые крупные питерские антиквары, что мы своими салонами местный рынок немного расшевелили. Так что в Санкт-Петербурге мы, конечно, будем продолжать свою ярмарочную деятельность, хотя в нынешнем году намеченный салон, похоже, не состоится - сложно туда вписаться из-за юбилея...
В этот раз наконец-то будет полностью оправдано слово "российский" в названии нашей ярмарки, потому что ожидается сразу несколько региональных участников. Помимо галереи из Перми, которая выставлялась и на прошлом салоне, приедут антиквары из Удмуртии и Татарстана...
Что касается возможных изменений структуры московских салонов, то здесь мы взяли за образец Пармскую ярмарку в Италии, с которой мы сейчас активно сотрудничаем. У них похожая система проведения ярмарок старины: дважды в год проходит весьма эклектичная по составу огромная (около тысячи участников) обычная ярмарка, а раз в два года устраивается элитный салон, на который приглашается примерно 10% от числа участников ординарного мероприятия. Вот и мы будем по такой схеме проводить салон под названием "Первые имена".
Это вызвано необходимостью провести какое-то структурирование наших участников. Еще полтора года назад, опросив экспонентов, мы по их просьбе создали Экспертный совет, куда вошли 12 уважаемых специалистов. Их мнение пока носит рекомендательный характер для участников обычных салонов. А вот уже для салона "Первые имена" мнение членов Экспертного совета будет иметь решающее значение: антиквары представят то, что, по их мнению, достойно войти в число "первых имен" русского искусства, а эксперты из совета определят, что оставить в экспозиции.
"Первые имена" пройдут в конце мая. Технически это будет выглядеть так: галереи представят свои экспонаты на общих стендах с единым дизайном. Арендная плата будет пока ниже, чем на ординарных ярмарках, потому что нам надо привлекать участников.