В конце января в Московском центре искусства на Неглинной открылась выставка, которая по замыслу своему претендует на то, чтобы называться этапной для российского собирательства. Точнее, для "нового русского коллекционирования", - именно так ("Новые русские коллекции"), с некоторой долей эпатажа назвала экспозицию в МЦИ руководитель центра Марина Лошак.
"Этапной" выставку можно назвать потому, что Марина Лошак "мечтает сделать ее ежегодной, чтобы проходила она в каждом последующем феврале" и представляла, таким образом, возможно, более полное состояние сегодняшних коллекций русского искусства. Это будут как бы "ежегодные отчетные" выставки собирателей, и обязательно с каталогами, которые, кстати, должны будут включать значительно больше собранных за год произведений, нежели экспонируется. А лет через десять можно будет издать своеобразный каталог-резоне с полной историей коллекционирования за прошедшие годы, где к тому же будет видно и движение вещей от владельца к владельцу.
Что же касается "новорусскости" показанных собраний, это, конечно, шутка. Судите сами, всего было выставлено 54 экспоната, принадлежащих 10 собирателям. Лишь трое из них согласились персонифицировать себя со своими вещами; все они - люди в антикварном мире известные. 3 предмета выставил С.Григорьянц, 10 полотен - А.Еремин. Четырнадцатью произведениями представил свою коллекцию М.Краснов┘ На долю семерых анонимов пришлось еще 24 экспоната.
Интересно, что непосредственно в день вернисажа я услышал два прямо противоположных мнения об инициативе МЦИ. Увиденный в зале антиквар посетовал, что поздно узнал об этом мероприятии, "а то бы обязательно повесил сюда своего┘ (ведь я же его в этом году купил)". Другой же, встреченный позже вечером, комментируя отказ представиться вышеупомянутых семерых, заметил, что это "неудивительно - кто же захочет себя подставлять!". И тут же стал с удовольствием перечислять свои приобретения за прошедший год┘
И еще пару критических замечаний хотелось бы высказать уже мне самому. Во-первых, бросилось в глаза узко тематическая направленность экспозиции: была представлена почти исключительно русская живопись первой трети XX века. Впрочем, понятно: объять необъятное нельзя, надо с чего-то начинать, да и, кроме всего прочего, представленный период совпадает с магистральным направлением деятельности Московского центра искусств. И, во-вторых, конечно, сомнения во времени происхождения показанных коллекций существуют. На мой вопрос, как проверялось соответствие покупок прошлому году, Лошак лаконично ответила: "Приходилось верить на слово". Поверим и мы, хотя для ориентации вдумчивого читателя просто перечислю экспонаты самого щедрого из выставившихся М.Краснова: Осьмеркин, Машков, Попова, Лермонтова, Экстер (2), Серебрякова, Древин, Сапунов, Кустодиев, Сомов, Григорьев, Ларионов, А.Яковлев. Получается, что вся эта коллекция, подходящая для создания небольшой провинциальной картинной галереи, была приобретена за прошлый, 2002 год! Это сильный аргумент против тех моих коллег-антикваров, кто твердит об оскудении российского антик-рынка и том, что "хороших вещей - нет".