Нам уже приходилось писать о том, что столичное предприятие "ЛЕЕР" поддерживает справочно-антикварный интернет-сайт "Участники рынка предметов старины и антиквариата Московского региона". Со времени последнего обновления сайта (см. "НГ" # 6 от 19.01.02) прошел полный год. Недавно его обновили и расширили.
Статистический и качественный анализ состава участников рынка показывает, что за год он мало изменился. Небольшое расширение раздела "Антикварные магазины, салоны, галереи..." произошло из-за включения в перечень незамеченных ранее участников антик-рынка. Также немного раздвинулись перечни в других разделах "Нерегулярные участники рынка..." и другие. Теперь, по нашим подсчетам, в Москве 111 действующих на антик-рынке юридических лиц. В этот итог не вошли ювелирные салоны, специализированные книжные, филателистические и нумизматические магазины, фотогалереи. Похоже, что это необходимое и достаточное число антикваров для Москвы. В целом же после "стабилизации" наступает время "сжатия" рынка.
Антик-рынок завоевал авторитет и место в рекламном бизнесе. Все московские рекламные издания и большинство СМИ открыли рубрику "Антиквариат" для объявлений о покупках. После отмены лицензирования торговли антиквариатом в рекламном поле активизировались дилеры-перекупщики. Так, некий Сергей только в одном выпуске "Центр-Плюс" дает пять объявлений о покупке старины.
Если обратиться к составу участников антик-рынка, заметным стало появление в Москве странных торговых предприятий. В прежнее время их бы назвали пунктами скупки. Названий у них нет. На вывесках: "Бесплатная оценка-экспертиза. Помощь в быстрой реализации и т.п." Круг интересов довольно широк: антиквариат, золото, серебро, мобильные телефоны. Размещаются они в закутках подъездов на Старом Арбате, у станций метро. Одиночки сидят за складными столиками на Старом Арбате, в автомашинах у рынков, мобильные группы работают в длинных переходах метро. В нашем перечне такого рода стационары названы торговыми точками.
Некоторые изменения произошли в товарном спросе. В начале и середине года возникла заметная потребность в покупке "уникальных, старинных ювелирных украшений". Это удивительно, потому что такой товар покупатели недавно не жаловали. Как объясняла мне продавец ювелирного салона: "У старых украшений ненадежное крепление камней, старая огранка хуже современной, и еще у старых украшений отрицательная энергетика прежних владельцев". Теперь все страхи прошли.
Традиционный спрос на живопись поднялся от 1930-х к 1960-м гг. Лучше стала продаваться графика вплоть до 1960-х гг. В рыночный оборот вовлекаются произведения таких художников, о творчестве которых старшее поколение знало только понаслышке. Медленно нарастает интерес к старой книге. От "обстановочных" изданий покупатель переходит к библиофильским темам - первоизданиям начала XIX века и даже к книгам 1930-х гг. в "ярких обложках". Московский антик-рынок продолжает наполняться привозным иногородним товаром, а в последние годы антиквариатом из Европы.
Уже несколько лет удерживается у антикваров спрос на покупку елочных украшений 1940-1970 гг. Из спроса исключены стеклянные игрушки, и упор делается на "фигурки людей и животных, ватные или из папье-маше". В среде наших коллекционеров не было любителей подобных предметов. Зато они пользуются постоянным спросом у итальянских и немецких собирателей. То же можно сказать о любителях механических игрушек и моделей железных дорог.
Не слабеет зародившаяся несколько лет назад тяга к механической музыке. Поразительно разнообразие механизмов, находящихся в розыске любителей: шкатулки с валиком, "с птичкой", музыкальные шкафы с металлическими дисками, музыкальные ящики с колокольчиками, шарманки, поющие куклы, микифоны, полифоны, оркестрионы, симфонионы, а также патефоны, граммофоны, фонографы, парлографы и запчасти ко всему. Как рассказывает один из любителей, ему в прошлом году по объявлениям в районной арбатской газете удалось купить девять этих ископаемых. В антикварных магазинах этот товар не задерживается.
Самая последняя новинка сезона - "помести по сусекам" наследников именитых советских фотографов 1930-1950-х гг. (Бальтерманц, Халдей, Пенсон, Евзерихин, Хлебников) и выставить фото на продажу в новомодных фотогалереях. Успешность продаж под сомнением.
Открыт на нашем сайте новый раздел "Информационные услуги...". По нашим представлениям, структуризация в сфере информационных услуг на антик-рынке выглядит следующим образом: организации-эксперты/специалисты-эксперты; организации-оценщики/специалисты-оценщики; издатели справочников, каталогов, ценников/авторы; организации - держатели баз данных для регистрации, учета, публикации предметов старины и антиквариата в рыночном обороте; СМИ - посредники купли-продажи (торговля по объявлениям, рекламные издания); СМИ, публикующие обзоры антик-рынка/журналисты-обозреватели; интернет-аукционы, электронные торги на антик-рынке; арт-издательства (познавательные альбомы, монографии, CD-ROM).
По техническим причинам заполнено несколько первых рубрик. По остальным - мы обладаем необходимой информацией, но заполнение отложили до следующего обновления. Подробнее остановимся на рубриках экспертизы и оценки. Неожиданностью оказалась выборка в базе данных организаций, предлагающих экспертизу на антик-рынке. Таких оказалось 69! Как могла за десять лет вырасти такая плеяда экспертов?
Изобилие экспертов имеет во многом простое объяснение. На нашем антик-рынке простенькая устная консультация важно именуется экспертизой. Происходит, как говорят юристы, неправомерная подмена понятия.
То же самое происходит с понятием "эксперт". Таковыми они являются по самоназванию, так как нет еще органа их сертификации (аттестации и лицензирования) и никто их не уполномочил быть экспертами. В нашем перечне представлены эксперты, названные так в СМИ.
На нашем антик-рынке еще не появились профессиональные оценщики, не вовлеченные в сиюминутную куплю-продажу и поэтому способные на честную рыночную оценку предмета. 67 торговых предприятий предлагают оценку в триаде "экспертиза-оценка-покупка". При оценке в интересах покупки подменяется понятие "оценка" предлагаемой ценой покупки у владельца. Профессиональные оценщики обязательно появятся. Место для них зарезервировано. У нас перечень оценщиков имеет во многом условный характер (ради структуризации).
Для правильного ценообразования необходима обширная статистика продаж на антик-рынке. СМИ информируют о заметных продажах, но формированием базы продаж никто пока не занимается. Налаженная регистрация продаж, учет, публикация культурных ценностей во всех формах собственности и в рыночном обороте (да еще с фотографиями) - голубая мечта Министерства культуры, органов охраны правопорядка и таможенных служб.
Министерство культуры со своими культурными ценностями кое-что делает: выпускает научные каталоги музейных коллекций, готовит совместный проект "Русское искусство 1860-1930 гг." и т.п. Рыбинский художественный музей в порядке инициативы загружает в интернет описание своего собрания, полезное для коллекционеров.
На антик-рынке эти задачи реализуются в форме выпуска каталогов аукционов и выставок из частных собраний. За 10 прошедших лет аукционы проводились на 52 площадках, и к ним выпущено несколько сотен каталогов. В них зафиксированы десятки тысяч предметов, попавших в рыночный оборот. В рубрике "Издание каталогов, справочников, ценников" представлены организации, постоянно выпускающие информационный инструментарий для рынка.
Из-за неразвитости сферы информационных услуг на антик-рынке раздел оказался не очень представительным. В то же время информационная составляющая оказывает косвенное воздействие на динамику антик-рынка. Рост объемов и качества услуг обеспечивают антик-рынку комфортность и респектабельность. В следующий раз мы покажем место СМИ, участвующих в этом процессе.
После открытия галереи "Дондре и партнеры на Поварской" нельзя больше игнорировать параллельный рынок изготовления и продаж предметов "под старину": новоделов, копий, реплик. Продолжает оформляться сектор рынка, обеспечивающий обрамление и окантовку живописи, графики, фотографий. Мы познакомим и с этими участниками антик-рынка.
Для любителей и коллекционеров старой фотографии на сайте открыт новый раздел "Мастера русской фотографии 1915-1922 гг.". Как и ожидалось, в перечне оказались фотографы пикториального направления и зарождающегося газетно-журнального репортажа.