0
1052
Газета Антиквариат Интернет-версия

31.01.2003 00:00:00

Марки - не продаются

Тэги: филателия, торги


Первыми на старт филателистических аукционов в начале 2003 года вышло два германских аукционных дома. Оба хорошо известны и нашим соотечественникам, и всей Европе. 15 января начала торги старейшая франкфуртская фирма "Rudolf Steltzer"; 1 февраля - берлинская многоотраслевая фирма "Kraus + Silbernagel" открыла свой юбилейный 80-й сезон.

Каталоги подоспели вовремя, так что времени проанализировать, приоткрыв занавес первых торгов, было достаточно. Если начать с берлинского аукциона, то его филателистический раздел не обещал сенсаций. Ничего интересного не нашлось в материале и России, и СССР. Но уже давно хорошо известно, что же составляет силу аукционов этой фирмы. Где-то посередине найдут что-то для себя собиратели выпусков периода Веймарской республики, ранних марок стран Балтии, а также времен немецкой оккупации во Вторую мировую войну. Так, нашло нового хозяина псковское издание 1941 года - популярный у любителей православной темы блок Красного Креста с изображением псковской иконы Богоматери (стартовая цена - 100 евро).

Главное же, что привлекает гостей аукционов фирмы "Краус + Зильбернагель", - это десятилетиями поддерживаемая здесь слава собирателя привлекательной для филателистов военной документации. Так, здесь проданы уже многие сотни, если не тысячи, фронтовых листовок как Первой, так и Второй мировых войн. Они охотно включаются как в экспозиции по авиапочте, так и тематические коллекции, посвященные мировым войнам.

В этой связи нельзя не вспомнить о недавней радиопередаче "Deutsche Welle", представляющей интерес для собирателей листовок. Крупнейшее в мире собрание этих листовок приобрела Берлинская государственная библиотека. Ее владелец - доктор политических наук Мюнхенского университета и предприниматель Клаус Кирхнер, начавший поиски открыток еще во время войны мальчишкой, собрал более 16 тысяч экземпляров. За коллекцию библиотека уплатила "шестизначную сумму в евро". Автору этих строк не раз удавалось побывать в гостях у г-на Кирхнера, и дома он предстал в качестве, о котором даже не упомянула "Дойче Велле". Он предстал кропотливым публикатором собранных документов войны, издав на свои средства более 15 томов листовок с комментариями - 3 тома из них это только советские антифашистские листовки! Досадно, что предложение Клауса Кирхнера - провести в Москве, в Государственном центральном музее современной истории (быв. Музей революции), выставку - было отвергнуто по материальным соображениям┘ Однако аналогичные выставки прошли во Франции и других странах.

Но вернемся к филателии, где раньше всех - 15 января с.г. - начал сезон упоминавшийся франкфуртский аукционный дом "Rudolf Steltzer". У российских коллекционеров он вызвал большой интерес. Но не предложениями по дореволюционной России или почте Вендена и не по маркам СССР, хотя здесь были вещи, заслужившие внимание, а по несколько неожиданному объему материалов русского земства. Заметим, сейчас наблюдается бум на марки земства в Европе. Впечатляет "вооруженность" аукционных фирм, особенно таких, как "CORINFILA" в Цюрихе, "David Feldman" в Женеве, "Rudolf Steltzer" во Франкфурте-на-Майне. Причем, говоря о "вооруженности", надо иметь в виду, так сказать, глобальную энергетику: убедительный размах выставленного на продажу материала и изобилие экземпляров высшей пробы, начинавших легендарное шествие по миру с благословения Карла Шмидта и семьи Фаберже. То есть с русскими гарантиями и "русскими паспортами"┘

Но всю-то трагедию земской почты, родившейся в России и┘ покинувшей ее, пришло время почувствовать на своем кармане нашим современникам-коллекционерам. Но об этом позже.

Напомним: принятая котировка марок земства по степени редкости изображается знаком раритета - буквой "R". Экземпляры, существующие в количестве не более четырех, обозначается четырьмя "R" (RRRR). Такое случается на всех упомянутых выше аукционных торгах. Но вот последний случай произошел как раз 15 января у "Steltzer". Здесь целым букетом лотов восхитило всех Тихвинское уездное земство. Героем же дня стала 5-копеечная марка 1873 г., известная в 4 экземплярах. Она обозначена четырьмя "R". Приобретший "Тихвин" неназвавшийся претендент уплатил в итоге десять с половиной тысяч евро.

В целом же аукционная коллекция не давала дремать слетевшимся отовсюду европейским соискателям редкостей. Не говоря о марках-одиночках, гордо возвышались над ними внушительные фрагменты листов ряда земств, экземпляры на вырезках с гашениями, многочисленные конверты почтовых отправлений, экзотические квитанции земских почтовых переводов, даже франкированные повестки┘ То есть весь набор заветного "эксклюзивного материала", который, наверное, еще будет долго будоражить воображение русского филателиста.

Несколько лет назад довелось мне побывать в "Библио-Глобусе" на филателистическом аукционе В.Загорского. И подумалось: не погас бы мелькнувший луч надежды┘ Увы, погас. Что-то не получается у нас с этим делом. Вообще-то загадки особой здесь нет, но это - предмет отдельного разговора. Причем с привлечением экономистов, управленцев, бизнесменов.

А между тем филателия, считавшаяся, помнится, массовым увлечением, это ведь не только прозрачный поход к почтовым окошкам. Это, простите, филателия без полета - та, которой нас с переменным успехом утешает родной издатцентр "Марка". Исключив аукционы, эта филателия вызывает зевоту, она скучна, бесплодна, бескрыла. Уверен, меня поддержат те соотечественники, благодаря которым наша копилка медалей не скудеет и даже чуть ли не под горлышко заполняется международными наградами высоких достоинств. Может, кому-то повезло разрыть неведомые клады или на заброшенных чердаках вдруг мелькнули алмазные россыпи раритетов? Нет, адреса находок самые что ни на есть открытые. Это - адреса аукционов. Чужих, далеких.

Увы, соотечественнику, не жалеющему сил на поиски, родная филателия - не мать родная. Она равнодушно наблюдает, как он, легкий на подъем, берет верх в соперничестве с забугорными асами филателии, выкладывая на алтарь победы весь свой потенциал┘ Не говоря уже о визах, перелетах, гостиницах, языковых и таможенных барьерах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3248
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3598
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2642
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4635

Другие новости