Месяц назад, в начале декабря, в Киеве прошел очередной аукцион фирмы Антик-центр под названием "Украинское, российское и западно-европейское искусство". Год назад киевляне также проводили у себя на Андреевском спуске аналогичные торги, на которых мне довелось присутствовать (см. "НГ" # 237 от 21.12.2001). Впечатления от тех декабрьских торгов 2001 года остались прекрасные: порадовали и качественный уровень лотов, и их ценовые рамки, но особенно приятной была аукционная атмосфера. В первую очередь создавал ее, конечно, сам аукционатор, Александр Брей, руководитель Антик-центра, организатор аукциона, а кроме того, еще и эксперт Музея истории города Киева. (Впрочем, не буду сейчас подробно рассказывать о крупнейшем киевском антикваре, я писал об этом год назад.) Однако не менее важен в создании особой атмосферы зал, - его реакция, его количественный и качественный состав. Здесь также все было на высоте: из примерно 50 присутствовавших почти половина приняла участие в торговле. (То есть ни о каких "подставах" и "розыгрышах" речи не шло; все продажи были реальными, а пару лотов честно выкупил сам аукционист.)
Кстати, когда я позже задал Александру Брею вопрос о "социальном статусе" его покупателей, он сказал, что это - "типичный средний класс", то есть не олигархи и не дилеры, а люди, покупающие антиквариат "для себя". Не знаю, так ли это в действительности, однако на декабрьском аукционе прошлого, 2002 года украинский средний класс накупил разнообразной живописи на 483 с половиной тысячи условных единиц (таков общий объем продаж декабрьского 2002 года аукциона Антик-центра). Из 120 лотов каталога продан 81, что составило примерно 65%. Перейду к выборочному описанию проданных произведений, поскольку сравнение киевских цен с московскими может оказаться весьма полезным для профессионалов антик-рынка.
Аукцион открывался картоном Петра Радимова 1944 года "Троице-Сергиева лавра" (14х42), который ушел за 1100 долл. (в скобках после суммы ухода в некоторых случаях я буду указывать эстимейт; здесь он составлял 700-100 у.е.). "Крымский пейзаж" Александра Гауша (дерево; 23х32) был продан за 2 тысячи (2-3 тыс.). Кстати, аукционный каталог пестрит украинскими фамилиями - это характерная черта киевских торгов. Оно и понятно - свое родное искусство во всех странах ценится выше иностранного, в данном случае русского. Хотя, как известно, во многих случаях разделить российских и украинских художников нелегко. Вот, например, тот же Гауш, кем его называть? Или куда отнести Михаила Беркоса, чье передвижническое дерево "На подворье" (29х41) ушло за 7600 (7-10 тыс.).
Картон одного их эталонных художников Николая Дубовского "Закат над озером" (27х36) достиг 4,4 тыс. долл. (4-6 тыс.). Другой эталонный живописец Николай Сверчков был представлен нетипичным для него полотном "Собачка и цветы" (84х65). За беленькую собачку заплатили 18 тыс. у.е. (18-26 тыс.). В 17 тысяч обошелся покупателю красивый "Пейзаж" Льва Каменева (47х72), похожий на Шишкина дюссельдорфского периода (15-20 тыс.). Такой же суммы достиг "французский" картон Петра Нилуса "Сумерки" (43х61). Между прочим, эстимейт этого полотна был значительно ниже конечной цены - 12-16 тысяч. А вот парижский Константин Коровин - картон "Мулен Руж" (24х31) - ушел в рамках оценки за 10 500 (8-12 тыс.). Еще один Нилус - "Вечерняя прогулка" (65х92) - достиг нижней границы оценки в 14 500 долл. Акварель Павла Кузнецова "Сочи" (44х31; 1932), опубликованная в монографии Сарабьянова, также продалась "по низу" за 4200. Успехом пользовалась "авангардная семья" Андрея Древина и Надежды Удальцовой. "Натюрморт с осенними листьями" (100х79) Удальцовой ушел за 21 тысячу (20-30 тыс.), а картина Древина "На охоте" (64х82) значительно превысила оценку: 29 тыс. долл. (16-24 тыс.).
Те художники, которые входят в историю украинского искусства, продавались живо: "Брод" Сергея Светославского (65х91) ушел за 28 тысяч (24-36 тыс.), а "Портрет девушки" кисти Александра Мурашко (44х34) - по нижнему эстимейту за 9 тысяч долл. Колоритный картон "Околица села" Сергея Васильковского (24х36) поднялся до 14 тысяч (97-10 тыс.). А "Тройка" Николая Самокиша (29х53) - до суммы 8600 (5-7 тыс.). Полотно одесского живописца Теофила Фраермана "Улица в местечке" (78х160) прошло по нижней оценке за 7 тысяч. Интерес вызвала акварель Александра Богомазова "Бревна" (35х28). Этюд 1927 года для картины "Пильщики", до недавнего времени находившийся в семье художника, ушел за 9 тысяч (8-12 тыс.).
Вынесенный на обложку каталога картон малоизвестного в России живописца первой половины XX века Георгия Лапшина "Венеция" (73х60) продался за 11 500 (8-12 тыс.). А самым дорогим лотом аукционного дня оказался # 85 - полотно Петра Кончаловского "Сумерки" (64х71; 1939). Работа, экспонировавшаяся на московской выставке 1941 года и вошедшая в монографию о художнике 1964 года издания, была достаточно дорога по эстимейту - 30-40 тыс. долл. Конечная сумма ее продажи составила 53 тысячи долл.
Вот такие результаты принес 13-й аукцион Антик-центра в Киеве, вполне достойно поддержав марку одного из крупнейших художественно-собирательских центров дореволюционной России.