Произведения русских художников так же редки на швейцарском художественном рынке как, скажем, радуга на женевском небосклоне в начале января. А когда они появляются, то эффект производят такой же, как и радуга на зимнем небе: сразу же привлекают к себе внимание любителей русской живописи и надолго остаются в памяти. Не только благодаря своим художественным достоинствам, эстетическое наслаждение от которых можно получить и в музее, но и тем ценам, которые готовы за них платить и платят коллекционеры. И если раньше привилегия таких сюрпризов являлась монополией ведущего швейцарского аукционного дома Галерея Келлер, на торгах которого по меньшей мере раз в год появлялся Айвазовский (о чем "НГ" регулярно информировала своих читателей), то в конце 2002 года автором подобного сюрприза стал столичный аукционный дом Добьяшофски.
Основанный в 1923 году и специализирующийся на продаже произведений изобразительного искусства, бернский аукционный дом проводит свои наиболее престижные, длящиеся целую неделю торги дважды в год - весенние в начале мая и осенние - в начале ноября. На каждых выставляется на продажу 3-3,5 тысячи лотов! И найти среди них лоты русских авторов - задача не из легких. Ибо более чем 300-страничный на немецком языке каталог (цена 45 шв. фр.) в отличие от хорошо известных нашим читателям каталогов Сотбис и Доротеума, в которых сравнительно просто ориентироваться даже неискушенному любителю, состоит из двух частей: в первой (около 180 стр.) дается описание лотов; во второй - выборочно воспроизводятся (в цвете) описанные в первой части лоты. И лишь внимательное прочтение первой части каталога от начала до конца позволит вам при удачном стечении обстоятельств "выловить" лоты русского искусства. На протяжении последних лет у Добьяшофски регулярно появлялись работы русских мастеров, преимущественно в разделе графики (Ларионов, Гончарова, Лебедев, Шагал). В живописном же разделе - иногда полотна современных художников, самыми известными из которых были Рабин и Зверев. И единственным сюрпризом для собирателя в ходе продаж этих произведений являлось то, что их можно было приобрести по ценам значительно более низким, чем в галереях, и выгоднее, чем у Сотбис в Лондоне.
Сюрприз же ноябрьского аукциона был совершенно другого рода. Аналогичный рекордным продажам Айвазовского цюрихским домом Галерея Келлер. Но в бернском варианте это был не Айвазовский, пользующийся стабильным спросом у наших соотечественников, бывающих в Швейцарии, а Константин Коровин, живший, как известно, с 1923 года и до смерти в 1939 году в Париже. Картина "Porte de St-Denis bei Nacht" (х., м.; 81х65; лот 744) его кисти была оценена в 8 тыс. шв. фр,. или 5400 евро. Что было ненамного дороже оценки трех супрематических композиций, выполненных маслом на картоне размером в тетрадочный лист (30х21; лоты 735-737) кем-то из "круга Н.О. Коган" (1887-1942), как было сказано в каталоге. Две из них были оценены в 2700 шв. фр., а одна - в 2500 шв. фр. Последняя была продана за оценку, а из первых двух лишь одна нашла своего покупателя - за 2400 шв. фр. В отличие от них вид ночного Парижа Коровина после долгой борьбы был продан за 72 000 шв. фр. (48 980 евро!). Или в 9 раз выше каталожной оценки. Дороже были проданы лишь две картины. И обе - французских испанцев: Пикассо "Taureau dans l"arene" (пастель; 20х25; оценка 120 тыс. шв. фр.), украшавший обложку каталога и обреченный на успех (сюжет, провенанс, литература), был продан за 145 тысяч франков; и Мария Бланшар-Гутьеррес (1881-1932), "Portret eines Madchens" (пастель, бумага на холсте; 97,5х70; оценка 22 тыс. шв. фр.), проданная более чем в 4 раза выше каталожной оценки - за 96 тысяч.
В Берне также продавался Ланской, оцененный в 13 тыс. шв. фр. (лот 762), выполненный акварелью женский портрет кисти Терешковича с оценкой в 3 тыс. (лот 1011), которые в отличие от Коровина остались невостребованными.
За последние два года у Сотбис в Лондоне регулярно появлялся Коровин, из почти 30 работ которого только 4 были проданы дороже, чем лот, который был продан Добьяшофски в Берне 8 ноября 2002 года.
Что же касается радуги, упоминавшейся в начале статьи, то утром 1 января 2003 года женевские жители могли увидеть, впервые за предшествовавший месяц, солнце и над озером - радугу. Как бы символизирующую радужные перспективы художественного рынка Швейцарии в наступающем 2003 году. Ибо Швейцария с 625-миллионным (в евро) оборотом этого рынка в 2002 г. занимает пятую строчку в мировой табели о рангах, пропустив вперед только США (12,5 млрд. евро), Великобританию (6,8 млрд.), Францию (2 млрд.) и Германию (800 млн. евро).
Женева