Сотбис и Кристис провели традиционные русские торги в Лондоне. Аукционы развели по времени: Сотбис провел свои 20 и 21 ноября, а Кристис 26-го. Сравнение не в пользу последнего дома. Приведу только три цифры: общий объем продаж дома Кристис - 319 тыс. фунтов стерлингов, дом Сотбис только с торгов 21 ноября - "Русские предметы искусства, Фаберже и иконы" - получил 804 тыс. фунтов, а общая сумма выручки за первую сессию 20 ноября составила 4 673 641 фунтов.
Уже приходилось писать о том, что Кристис все больше проигрывает конкурентам борьбу за русский антик-рынок. И на этот раз качество аукционов сравнивать невозможно. Самая крупная продажа у Кристис - 35 тыс. фунтов (вместе с "премией покупателя"). Это сомнительный, по мнению специалистов, Горбатов. Две следующие цены - по 23,5 тыс. За эти цены ушли Колмаков и серебряный десертный набор. Еще отмечают большой рост акварели Куприна. Лот # 31 с оценкой 500-700 фунтов вырос в результате до 2300. Вот, пожалуй, и все о русском аукционе Кристис.
Сотбис дал гораздо больше тем для обсуждения. Начиная с шока от высоты цен, заканчивая тем, что аукцион (первая сессия) на этот раз шел необычайно долго: около 4 часов. Очень мало лотов было снято, и почти все превышали старт - отсюда и долгое ведение торгов.
Две самые крупные продажи известны: Айвазовский (лот # 31) - "Морская сцена" (89х139; 1853), при эстимейте 80-100 проданный за 249 тыс. фунтов, и Николай Милиоти (лот # 74) - "Fete Galante" (53х56; 1905), который с оценкой 40-60 тыс. ушел за 205 тыс. фунтов. Интересны комментарии очевидцев. В Айвазовском многие сомневаются, а по поводу Милиоти говорят, что покупателя "подняли"...
Айвазовский, внушающий наибольшее доверие по части подлинности, - лот # 25 - "Блокада Крита союзническим флотом" (103х156; 1897) превысил верхний эстимейт и ушел за 183 тыс. Традиционно дорог был Константин Маковский. "Чарка меда" (лот # 20, 93х73), - которая предварительно оценивалась в 50-60 тыс., ушла за 133 тыс., а лот # 24 - "Молодая русская красавица в кокошнике" (56х45) с эстимейтом 50-70 тыс., - оказался еще дороже: 144 тыс. фунтов. Зато то, что предполагалось как топ-лот, - картина Владимира Маковского "Отдых паломников на пути в Киев" (101х140), получившая самую крупную первоначальную оценку в 150-200 тыс. фунтов, даже не дошла до нижней границы эстимейта и продалась за 139 тыс.
Среди ожидаемых подъемов были Серебрякова ("Корзина с виноградом", лот # 106, 55х65, 1928, 40-60 тыс. -150 тыс. фунтов и "Лежащая обнаженная", лот # 119, 52х65, 1935, 50-70 тыс. - 199 тыс. фунтов) и Баранов-Россине.
Против ожиданий, поднялись Кончаловский и Тархов. Лот # 76 - картон "Пляжная сцена" Тархова (53х65; 1905) достиг 95 тыс. фунтов, а эстимейт лота составлял 18-25 тыс. Лот # 91 - "Церковь Петра и Павла во Пскове" (71х89; 1925) остановился на отметке 117 тыс. при эстимейте 40-60 тыс. фунтов.
Что касается "прикладной" сессии торгов Сотбис, прошедших 21 ноября, назову лишь несколько крупных продаж. Так, серебряная чернильница работы мастера Раппопорта (высота 9,2 см; около 1890) продана за 25 тыс. фунтов. Оценка лота составляла 4-6 тыс. Еще один Фаберже - ручка зонтика в виде головы орла работы Перхина (высота 6,3 см; золото, эмаль, рубины, бриллианты) ушла за 21 тыс. (8-12 оценочных). Бронза Лансере "Князь Святослав на коне" (высота 54 см) ушла по нижнему эстимейту - за 21 тыс.