Российские антикварные салоны проходят, как известно, в Москве, в Центральном Доме художника каждую осень и весну уже шесть с половиной лет. И с каждым разом все труднее отыскивать оригинальные темы для газетных отчетов. Ну, действительно, в жанре репортажа все уже многажды сказано: лица посетителей примелькались, "шедевров", которые явились бы информационными поводами и о которых грезят как продавцы, так и покупатели, на рынке не появляется, - их все-таки вообще не так уж много в истории искусства.
Нынешний, тринадцатый по счету салон хотя бы дал повод рассказать о географическом расширении состава участников. Впервые в нем приняла участие настоящая провинциальная (а корректнее будет сказать, региональная) антикварная галерея из Перми. (Питерцы, понятно, не в счет, поскольку сейчас уже непонятно, кто более столичен, и где, собственно, больше денег: в Северной Пальмире или в Златоглавой...)
Я разговаривал с хозяином пермской антикварной организации, и он весьма разумно объяснил свою решительность возможностью установить новые связи, приобрести клиентов как прямых, так и среди дилеров. После окончания салона я спрашивал об экономической целесообразности приезда в Москву (3,5 тыс. долл. за стенд, да транспортные расходы, да расходы на проживание в нашем городе в течение десяти дней) и получил ответ, что "все удачно", и в следующий раз пермяки снова приедут.
О количественном расширении состава участников тоже приходится говорить каждый раз, описывая новый салон. Вот и на этот раз только в пресс-релизе было перечислено 95 экспонентов антиквариата, а еще более десятка участников "скрывались" под именами "частная коллекция" из Петербурга или Москвы, да столько же участвовало в экспозиции "отдела предметной реставрации". Еще один показатель количественного роста - это расползание салона по этажам ЦДХ. На этот раз антикварные экспоненты заняли еще и половину антресольного этажа (плюс, как и раньше, весь второй этаж и примерно треть верхнего, третьего).
Что касается качества выставленных предметов, знакомые антиквары, как обычно, говорили об "отсутствии шедевров", я же повторюсь, что шедевров много и не должно быть. Лично мне общий усредненный уровень салона кажется вполне приемлемым. Несколько операторов представили целые экспозиции весьма высокого качества. Очень стильно выглядел стенд "Антиквариата на Софийской" с подборкой театральных работ Александра Бенуа к опере Римского-Корсакова "Садко", прекрасная коллекция полотен Дени (В.Денисова) и Александра и Натана Альтманов украшала стенд Ломбарда Жулебинский. Как всегда, строго и изящно выступила галерея "Элизиум" с живописью и графикой 1900-1920-х гг.
Следующий московский салон пройдет, как обычно, в начале марта, однако, пожалуй, более интересно событие, намеченное на май в Санкт-Петербурге, - Третий питерский салон. Возможно, в год празднования 300-летнего юбилея Северной, "антикварной" (и прочая, и прочая) столицы, там будет что-то особенное...