Антикварная фирма "На Софийской" провела 19 октября уже третий по счету в 2002 году аукцион. Пока что каждые следующие торги у Софийской получаются успешнее предыдущих.
Вспомним, что о весеннем аукционе, прошедшем в апреле, приходилось писать осторожно, тщательно подбирая выражения, чтобы не отбить у устроителей охоту к столь непростому делу, как организация аукционных торгов в тяжелых условиях российского антик-рынка. И говорил я в основном о моральных дивидендах и несомненном рекламном успехе акции. Сентябрьские графические торги уже принесли руководителям Софийской заметные материальные достижения (простой подсчет общей суммы продаж давал цифру, близкую к 10 000 условных единиц), что позволило им наметить на май будущего года следующий аукцион той же спецификации и явно вывело фирму в лидеры "графического сегмента" отечественного антик-рынка. Последний по времени аукцион - "Русское искусство XVIII-XX вв." - безоговорочно следует признать успехом.
Стоило хотя бы посмотреть на количественный и качественный состав аукционного зала Софийской в этот раз. Если на апрельских торгах из человек 20 присутствовавших подавляющее большинство были так называемые "владельцы", то есть сдатчики вещей, пришедшие посмотреть на то, как их лоты будут продаваться, то на этот раз мест на всех не хватило, - было около 50 человек. Что примечательно, большинство лиц мне было знакомо: это были известные московские дилеры и галерейщики, в общем, активные операторы антикварного рынка. А это как лакмусовая бумажка. Если интересуются действующие антиквары, значит, мероприятие обречено на успех.
Торговались, правда, немногие, - большинство присматривалось... В результате из 114 лотов проданными оказались 19. Это ровно 1/6, или 17% всего каталожного объема. Цифры эти невелики, однако беглый подсчет общей суммы проданного непосредственно в зале (без так называемых "послеаукционных продаж", которые обычно заметно дополняют общую картину) впечатляет. "Аукционные" 20%, которые обычно берут устроители подобных мероприятий, примерно равны 10 000 у.е. Думаю, без лишних объяснений понятно, что затраченные на проведение торгов средства были "отбиты".
Самой крупной продажей состоявшихся торгов оказалось полотно академического мариниста начала XX века Михаила Алисова "Морской берег. Утро" (86х131; 1907). Лот стартовал с заочного бида на сумму 12 000 долл. В результате клиент, находившийся в зале, "заочника" победил, остановив молоток аукционатора на сумме в 17 000. Стоит отметить также еще одно морское произведение: "Берег моря" Геворга Башинджагяна (35х53; 1896). Этот лот стартовал с 5500 у.е., а финишировал на заочных 8500. Марины в эту субботу имели особый спрос.
Акварель редкого на рынке художника Сергея Судейкина "Дама на фоне виноградных лоз" (26х20; 1910-е), похожая на эскиз некой театральной композиции, несмотря на слабую прорисовку фигуры, да и самих лоз, вызвала в зале оживление. Ее цена поднялась со стартовых 3600 до 4400 долл., а досталась она снова заочному биддеру. Небольшой зелененький картон Константина Сомова "Деревья у реки" (15х21; 1910-е) подвиг покупателя в зале на сумму 8500 долл. по старту. Наконец, настоящее сражение развернулось за карикатуру Бориса Антоновского, датированную 1921 г. Дружеский шарж на известного режиссера оперетты Алексея Феоны (36х24) стартовал с 700 у.е. и вырос в результате почти вдвое: за 1200 долл. его приобрел очередной заочный биддер.
Кстати, после окончания торгов, как рассказали устроители, к ним обратились сразу несколько из присутствовавших в зале с предложениями по поводу целого ряда лотов. И понятно, что коллекцию можно будет еще долго предлагать на продажу, используя каталог в качестве сильной рекламной поддержки...