Каждый нумизматический аукцион, проводимый московским антикварным салоном "Екатерина", - это изумительный камерный спектакль, режиссером которого выступает аукционист Андрей Гаазе, специально прилетевший на этот аукцион из Берлина, а главными героями один-два покупателя и несколько наиболее дорогих или забавных лотов. Аукцион, проведенный 19 октября, не стал исключением. На нем "героиней" стала некая женщина, которая сидела в уголке и довольно громко по мобильнику связывалась с покупателем. Результатом таких "сотовых" торгов стала покупка ею 18 лотов на общую сумму в 82,2 тыс. долл.
Всего же на XXI аукционе было представлено 227 лотов. И 75% из них нашли своих покупателей! Не будем говорить о "физическом" качестве всех представленных монет и медалей - оно было, как всегда, превосходным. К основным особенностям нынешнего аукциона следует отнести две. Первая - наверное, впервые за время существования в России нумизматических аукционов все лоты советских монет были проданы. Вторая - количество лотов, купленных по стартовой цене, было минимальным - всего 29.
Говоря о ХХI нумизматическом аукционе "Екатерины", все время поневоле скатываешься в статистику. Уж слишком она оказалась яркой. В дополнение к приведенным выше различным цифровым показателям хочется добавить следующее. Было куплено 12 лотов, каждый из которых превысил границу в 10 тысяч долларов. Самой дорогой оказалась серебряная монета 20 копеек 1763 года, которой даже не было в коллекции Великого князя Георгия Михайловича. Она ушла "по старту" за 28 тыс. долл. Кстати, за 1800 долларов была куплена серебряная медаль "Посетителю", которая вручалась посетившему мюнцкабинет именно этого князя.
Самый дорогой лот аукциона не нашел своего покупателя. Это был очень редкий 1 рубль Анны Иоанновны 1736 г. (было отчеканено 2610 экземпляров), стартовая цена которого составляла 35 тыс. долл.
На XXI аукционе максимальное превышение конечной цены по отношению к стартовой не превысило 2 раз. Вероятно, это объясняется тем, что "шаг" аукциониста на этот раз был снижен в 2 раза по сравнению с предыдущими аукционами. Эта ситуация относится к редкому рублю Екатерины I чекана 1727 г. При старте в 4500 долл. он ушел за 9300. На втором месте по данному показателю оказался петровский рубль 1704 г. (соответственно 10 тыс. и 18,5 тыс. долл.).
Если "пройтись" по царям, то здесь по проценту продаж на первом месте находился Александр III - из 10 лотов были проданы 9. Все эти лоты были представлены золотыми монетами. Из них только 2 ушли "по старту". В частности, за 15 тысяч были куплены пробные 5 рублей 1886 г.
К отличительной особенности аукциона следует отнести также большой процент проданных медалей, в том числе бронзовых. Практически все медали, так или иначе связанные с сельским хозяйством и скачками, нашли своего покупателя. Среди последних были две серебряные "Виленского Скакового Общества" (малая продана за 170 долл. при начальной цене в 150 и большая - по стартовой цене в 400 долл.). Жалко, что на аукционе не было представителя министра путей сообщения. Его наверняка заинтересовала бы очень красивая серебряная медаль КВЖД "В память сооружения тоннеля сквозь Большой Хинган" 1901-1903 гг. (при старте 1500 долл. она не была продана).
В заключение остановимся на феномене советских монет и жетонов, которые на этот раз все нашли покупателей. Причем из 10 этих "советских" лотов стартовая цена четырех из них превышала 2 тыс. долл., и везде она была покупателями превышена. Наиболее дорогой советской монетой оказались пробные полкопейки 1925 г., которые купила уже известная нам "женщина с мобильником" за 3800 при старте 2 тыс. долл.