Проходивший в Женеве 19 и 20 октября 2002 г. аукцион "Exceptional Horological Works of Art", что в вольном русском переводе будет "Шедевры часового искусства", войдет в историю аукционной торговли по целому ряду причин.
Никогда в истории женевского Антикворума презентация коллекции накануне торгов не проходила с русским фуршетом, да еще по самому высшему разряду для такого рода мероприятий - buffet dinatoire, пользуясь французской терминологией. Не найдя специалистов русской кухни в городе, Антикворум обратился за помощью к постоянному представительству Российской Федерации при Европейском отделении ООН в Женеве, шеф-повар которой и его команда позволили приобщиться к русской кухне крупнейшим мировым коллекционерам, представителям часовых музеев, сотрудникам Антикворума и просто любителям часов (а их в Женеве больше, чем где бы то ни было). Успех русского закусочного стола может сравниться только с успехом самого аукциона. Впервые также в истории Антикворума презентацию посетили генеральный консул Российской Федерации в Женеве В.Суханов с супругой и представители поспредства РФ при ООН. На фоне так называемой мафиозной русской темы, составляющей главное содержание материалов по России в местной прессе, дружеский жест лидера мирового аукционного рынка часов женевского Антикворума и его главы Освальдо Патрицци можно только приветствовать. Начавшись на русской ноте, на ней аукцион, можно сказать, и закончился. Ибо все три лота с русским провенансом были сгруппированы в конце роскошнейшего, почти на трехстах страницах, каталога. Подготовленный экспертом и директором Антикворума Филиппом Понизом он отражает развитие часового искусства на протяжении почти четырех столетий.
Как это и было в случае с "русскими" лотами, продававшимися в воскресенье, 20 октября. Все три лота вышли из мастерских самого популярного в дореволюционной России часового мастера - швейцарца Абрахама-Луи Бреге, с 1808 года имевшего свое представительство в Санкт-Петербурге. Первым из этих лотов стали часы "Pendule Marine", выполненные всего в пяти экземплярах и предназначавшиеся, как правило, для европейских монархов. В 1809 г. Александр I приобрел их за огромную по тем временам сумму в 14 тыс. фр. франков. Каталог в виду исключительности многих выставлявшихся на торги лотов не содержал указания на то, как эти произведения оцениваются Антикворумом. Цену должен был установить рынок. И рынок это сделал. Торги, начавшиеся с 400 тыс. шв. фр., закончились в пользу музея Бреге в Париже на отметке в 773 500 шв. фр.
Заметим попутно, что русского царя и Швейцарию связывали достаточно крепкие узы: воспитателем наследника русского престола в конце XVIII века был швейцарец Ла Арп (La Harp) - уроженец Лозанны, познакомивший юного наследника с либерально-демократическими идеями великого женевского мыслителя Жан Жака Руссо. И когда, почти два десятилетия спустя, в 1814 году на Венском конгрессе решались судьбы посленаполеоновской Европы, именно твердая позиция Александра Первого позволила Швейцарии сохранить свою независимость и территориальную целостность. Так что Освальдо Патрицци (Chief Executive Officer, директор и эксперт Антикворума) продавал 20 ноября в переполненном зале Ричмонда не просто часы Бреге "Pendule Marine", а частицу истории русско-швейцарских отношений, да еще с престижнейшим - императорским - провенансом. По окончании аукциона О.Патрицци, который является также и Chairman"ом Антикворума, имел все основания сказать, что "сегодняшний аукцион знаменует начало новой эры, когда произведения часовых дел мастеров будут рассматриваться и признаваться в качестве настоящих произведений искусства. И прежде всего это относится к произведениям таких фирм, как Бреге, Патек Филипп, Картье и Ролекс".
Не будет преувеличением сказать, что одним из самых драматических моментов аукциона стала продажа брегета, как с легкой руки А.С. Пушкина эта марка именовалась в России, принадлежавшего генералу Алексею Петровичу Ермолову. Купленные им 26 августа 1817 г. за 4 тыс. фр. фр., они в результате напряженной, с длинными паузами, борьбы между представителями Музея Бреге и частным женевским коллекционером, сидевшим рядом со мной, пополнили коллекцию последнего. Что ему обошлось в 2 258 500 шв. фр.! Начались же торги с 800 тысяч. Бреге за номером 2807 стал не только самым дорогим лотом в коллекции часов, выставленной на аукцион, но и установил мировой рекорд марки Бреге для карманных часов!
И, наконец, последним лотом с русским провенансом явились каретные часы, также вышедшие из мастерских Бреге, но век спустя, и приобретенные в 1909 г. вдовствующей императрицей Марией Федоровной, супругой императора Александра III. Торги начались с 80 тыс. шв. фр. Императорский провенанс в сочетании с изделием Бреге обошелся новому владельцу в 130 тысяч.
Коллекция, выставлявшаяся на продажу (всего 156 лотов), была показана не только в штаб-квартире Антикворума и в интернете, но и в Нью-Йорке, Париже и Токио. То есть там, где деньги и крупные коллекционеры. На четырех экранах, установленных в зале, можно было следить не только за тем, как идет борьба за определенный лот (в шести валютах), но и кто в этой борьбе участвует - будь то в зале, по телефону (8 линий) или онлайн. Против зала сражались коллекционеры из США (Чикаго и Уимберли), Мексики (Мехико), Колумбии и Японии. И это не считая оставленных письменных бидов, несколько из них, как я слышал, были оставлены французским миллиардером Бернаром Арно, посетившим выставку накануне аукциона. От этих письменных заказов и начинался отсчет в случае, когда каталог не содержал оценок (эстимейта). Поэтому интерес к аукциону был вполне на уровне коллекции. Она была продана за 39 124 580 шв. фр.! Что является рекордным уровнем для продаж часов на аукционах. И не только Антикворумом, но и такими аукционными домами, как Сотбис, Кристис, Филиппс-де Пюри-Люксембург. Что же касается Антикворума, то он установил еще один рекорд - 4200 посетителей было на интернет-страничке аукциона, и участие некоторых из них в торгах принесло Антикворуму 1 044 855 шв. фр.
Девять лотов из 156 были проданы в вилке цен от одного до трех миллионов швейцарских франков. Самым дорогим лотом торгов стали мужские наручные часы Патек Филипп, выполненные из розоватого золота, с вечным календарем, хронографом и пульсометром - проданы за 3 193 500 шв. фр. Что является мировым рекордом для этой модели. На второе место вышли карманные, также из золота и с годовым календарем, часы, принадлежавшие русскому генералу Ермолову, - проданы за 2 258 500 шв. фр. Мировой рекорд для карманных часов Бреге. Третьим самым дорогим лотом среди часов стал также Бреге, проданный в 1808 г. испанскому королю, - продан за 2 148 500 шв. фр. Также мировой рекорд. Куплен, также как и пять других лотов Бреге, Музеем Бреге в Париже, что обошлось ему в 4 044 750 шв. фр. Всего мировых рекордов было установлено девять. Последние две строки в этом списке заняли мужские наручные часы Ролекс Космограф из нержавеющей стали, проданные за 80 500 шв. фр. и Ролекс Ойстер Перпетюель "Дей дейт", мужские наручные часы из нержавеющей стали 1959 г. - 50 600 шв. фр.
И в заключение о том, чего, точнее кого, на аукционе не было. Как вы уже вероятно догадались, не было покупателей из России. Поэтому и на этот раз исторического характера лоты с русским провенансом остались на Западе. Пусть это будут престижнейшие коллекции, в одном случае Музей Бреге, в другом частный музей в Швейцарии, место по меньшей мере двух из трех лотов должно было бы быть в России.
Но Антикворум не теряет надежды, что со временем русские лоты будут приобретаться русскими и для России. Когда сразу после аукциона по горячим следам я спросил Ф.Пониза о том, не собирается ли Антикворум проводить если не аукционы, то по крайней мере предаукционные выставки в России, Ф.Пониз нашел идею проведения выставок "интересной" и обещал подумать о том, как ее воплотить в жизнь. А пока следующая такая возможность может представиться для русских коллекционеров 17 ноября 2002 г., когда Антикворум будет проводить в Женеве тематический аукцион "Evolution of Form in Horology".
Женева