Фирма "Антиквариат на Софийской", возникшая сравнительно недавно на московском антикварном небосклоне, проводит уже третьи по счету торги. Первые прошли весной, были "сборными": понемногу русской живописи и графики, прикладного (отечественного и зарубежного искусства) и западноевропейских картин. В общем, все так, как до сих пор было принято в современном российском аукционном деле.
Материально успешным тот весенний аукцион назвать было нельзя: продано мало, покупателей еще меньше... Однако имиджевые функции он исполнил сполна - и пресса написала, и в сознании антикварной тусовки новый аукционный дом закрепился.
Тем более что руководители "Софийской" останавливаться не собирались... В сентябре (буквально только что) состоялся специализированный графический аукцион. Он оказался выгодным уже и с материальной точки зрения. А теперь не прошло и месяца, как на торги выводится "чисто русская коллекция" галереи на Софийской набережной. (Теперь, как мне уже приходилось писать раньше, галерея на Софийской намеревается устраивать исключительно специализированные торги. Например, следующий, намеченный на апрель будущего года, посвящается только западноевропейской живописи того времени.)
В прошлом выпуске полосы "Антиквариат", две недели назад, я уже упоминал о некоторых топ-лотах (или, как принято говорить на Западе, "highlights" - "основных моментах") предстоящего аукциона. Тогда каталог еще не был готов, и судить о качестве коллекции можно было лишь по описанию лотов. Сейчас и каталог на руках, и предаукционная выставка в разгаре. Поэтому остановлюсь еще на некоторых интересных моментах предстоящих торгов.
Прежде всего снова хотелось бы отметить солидную научную составляющую издания. Большинство лотов сопровождается развернутым описанием, в котором есть историческая справка о художнике, называются аналоги представленного произведения, его провенанс и так далее. Один только текст в каталоге занимает почти половину площади! Так что, после того как аукцион пройдет, еще много времени спустя каталог будет иметь собственную справочную ценность.
Собственно коллекция обращает внимание тем, что наряду с классическим русским искусством и авангардом начала прошлого века в нее вошли также и произведения художников середины - второй половины XX столетия, например Струлева. Хотя, наверное, работ мастеров советского андерграунда или даже академистов могло бы быть больше. Правда, принято считать, что это все разные покупательские сегменты...
Перейдя к топ-лотам, хотел бы сразу отметить лот # 1 - "Портрет Семена Гавриловича Зорича" неизвестного художника последней четверти XVIII века. Прекрасный поясной портрет, происходящий из собрания А.С. Танеева, оценен предварительно в 17-19 тыс. долл. Как всегда привлекает внимание фамилия Айвазовского. Его карандашный рисунок на голубой бумаге "Фрегат "Святой Павел" (25х41) оценивается в 13-15 тыс. Упомяну о нескольких работах Боголюбова, трех рисунках Ефима Волкова, нескольких Кустодиевых, Крымовых и Сомовых. Хорош Судейкин - "Салют в парке. Гулянье у фонтана" (к., граф. карандаш, темпера, лак; 4х67; 1911). Работа оценена в 35-40 тыс. долл.
Мне же более всего по душе постмодернистские изыски Клевера-старшего: "Натюрморт", написанный на дереве в форме палитры в год смерти художника, - 1924. Вещица получила вполне невысокий эстимейт в 2-2,5 тыс. долл.