Первые осенние месяцы по традиции отмечены повышенной активностью мирового антикварного рынка. Множество интересных торгов, крупные продажи, зачастую устанавливающие ценовые рекорды в различных сегментах рынка. Нас, конечно, в первую очередь интересуют предметы искусства русского происхождения. И такие лоты выставлялись (или вскоре будут выставляться) на аукционах разных стран и фирм.
Начнем с лота, хотя и не русского по рождению, однако имеющего к России непосредственное отношение. На торгах аукционного дома Галерея Келлер в Цюрихе (Швейцария) во время традиционной "осенней аукционной недели", проходившей с 1 по 5 октября, была продана книга, во многом предопределившая развитие мировой истории в XX столетии. И уж точно перевернувшая ход истории российской. Первое немецкое издание знаменитого сочинения Карла Маркса "Капитал" продано за сумму в 19 730 евро. Издание предварительно оценивалось вдвое дешевле: 8-9,5 тыс. евро. Покупатель, что вполне понятно, остался неизвестным. Наверное, не захотел афишировать привязанность к вождю мирового коммунизма.
Зато аукцион, состоявшийся в Лондоне 8-9 октября, имеет уже непосредственное отношение к истории русского искусства. Хотя и были посвящены торги, проведенные домом Сотбис, "немецкому экспрессионизму", ясно, что без русских художников тут было не обойтись. Ведь среди родоначальников этого живописного направления начала прошлого века - и Василий Кандинский, и Алексей Явленский. И пусть западный мир искусствоведов и антикваров считает обоих почти что классиками германского искусства, а Явленского именуют "von Jawlensky", для российского антик-рынка эти художники являются эталонными.
Распродавалась знаменитая коллекция немецких банкиров из Штутгарта семьи Бек (Beck). Общая сумма продаж всей коллекции составила почти 23 млн. евро. Максимальная цена уплачена за полотно Августа Маке "Две женщины перед витриной шляпного магазина": 4,47 млн. евро при оценке 2,5-3 млн. Вторая по величине сумма была выплачена за картину Явленского "Обнаженная полуфигура" (картон, масло; 73,3х52; 1912). Картина, чей провенанс прослеживается от мастерской художника, участница десятка выставок и нескольких публикаций, предварительно оценивалась в 1,4-1,8 млн. евро. Ее конечная цена составила 2 млн. 426 тыс. 650 евро. Теперь это новый мировой рекорд цены на произведения Явленского!
Явленский был представлен на распродаже коллекции Бек пятью лотами. Было достигнуто и еще несколько впечатляющих результатов. Картина "Голубой платок" (к., м.; 69,5х50,5; 1912) продана по нижней границе эстимейта за 1 млн. 327 тыс. евро. А картон "Пейзаж. Мурнау" (33х44; 1908) продан выше верхнего эстимейта за 392 тысячи.
Всего десять работ Кандинского выставлялись на торги в Лондоне. Почти все они нашли новых владельцев. Самой дорогой оказалась акварель 1923 года "Черный треугольник" (30,5х40,5). Она немного превысила верхнюю оценку, достигнув суммы 1 млн. 107 тыс. евро. Очень необычная работа - живопись на стекле в собственноручно выполненной художником раме "Всадник и женщина, собирающая яблоки" (19,5х20; 1911) почти вдвое превысила верхний эстимейт (180-250 тыс.) и получила 468 тыс. евро. Картон "Пейзаж с розовым облаком" (33х45; 1908) ушел по нижней границе за 304 тысячи. То же произошло и с акварелью "Соблюдение" (42х32; 1927) - 282 тыс. евро. Большой поздний холст "Voisinage" (60х92; 1939), напротив достиг верхней границы оценки в 557 тысяч евро.
Так что аукцион "немецких экспрессионистов" оказался для субъектов русского антик-рынка весьма успешным и установил новые эталонные ценовые ориентиры.