Фирма "Антиквариат на Софийской" провела 21 сентября в Москве графический аукцион. Мне уже неоднократно приходилось писать о специфике торговли гравюрами в России, обо всех сложностях, которые сопутствуют добросовестному антиквару при работе с этим материалом. Поэтому не буду повторяться, а быстро перейду к результатам торгов.
Сразу бросается в глаза, что аукцион "Старинные гравюры и карты", которому устроители присвоили номер 3, прошел гораздо успешнее, чем предыдущий апрельский (живописно-антикварный) и первый аукцион этой команды, графический, проведенный пару лет назад еще в здании Центрального дома художника. Посудите сами: продано (включая послеаукционные продажи) 88 лотов (почти половина из каталожного списка в 175 наименований). Общий объем продаж приближается к десяти тысячам условных единиц, что, как я уже не раз подсчитывал, с лихвой перекрывает затраты на проведение торгов.
Самым дорогим лотом, как и предполагалось, стал "Портрет Клементе де Енге" - офорт Рембрандта, оттиск 1860 г. Он был куплен по старту за 1,5 тыс. у.е. Следующая по величине уплаченная сумма составила 400 долл. За эти деньги ушли два лота: красивый пейзаж голландца Сваневельта "Бегство в Египет" (20х27; 1652-1653 гг.) и самый ранний из серии "Портреты русских самодержцев" - резцовая гравюра неизвестного автора с поясным изображением Ивана Васильевича в медальоне (28,8х18,1; датируется 1721 г.). Еще один Сваневельт - "Пейзаж с руинами амфитеатра" из "Римской серии" достался новому владельцу за 340 долл. Кстати, серия голландца "Различные виды внутри и вокруг Рима" вообще имела успех. Еще три офорта продались за 300, 280 и 240 долл. Также в 300 у.е. оценил покупатель прекрасный "родной" офорт еще одного голландца ван дер Влита "Танцующая со скрипкой" (9,1х6,4).
Большим успехом пользовались разнообразные карты, представленные на торгах. Всего около 50 лотов представляли раздел "Карты и виды городов", преимущественно - российских. Особый интерес, понятно, вызывали карты и виды Санкт-Петербурга (необычайно модная тема, тем более в преддверии юбилея Северной Пальмиры). План города английской работы, датированный 1749 г. (20,5х24,5), ушел за 240 долл. Той же школы Летний и Зимний дворцы в Петербурге (две резцовые гравюры на одном листе середины XVIII в.) достались покупателю за 260 долл. Одной из самых крупных покупок оказалась карта "Губернии европейской части России" (1794; 30,6х24,5; резец, акварель). Работа англичан гравера Кондера и издателя Уилкинсона была оценена в 340 долл.
Стоит отметить еще один раздел торгов - "Цветы". Небольшие французские ботанически точные изображения цветов, недорогие, прекрасно подходящие и в качестве подарка, и для украшения интерьера, разошлись все (их было более 40 лотов). Цены на листы хромолитографий, подцвеченных акварелью, были невелики: от 15 до 45 долл. за лот. Но при этом лоты 98 и 99 - "Бранфордия" и "Горец" выросли до 50 и 70 долл. соответственно, а некая "Марцетия" - вообще достигла суммы в 100 у.е., впятеро превысив старт.
Следующие торги "Антиквариата на Софийской", которые пройдут уже через две недели, также будут специализированными. Здесь будет представлена исключительно русская живопись. По мнению устроителей, именно за узкоспециализированными аукционами - будущее антикварного дела.