Завтра состоится первый в новом антикварном сезоне специализированный аукцион. В 14.00 он начнется в помещении антикварной галереи "На Софийской". Аукцион носит название "Старинные гравюры и карты" и получил третий порядковый номер в череде торгов, которые собираются регулярно - 3-4 раза в год - проводить руководители "Антиквариата на Софийской" Виктория Лаптева и Алексей Зайцев.
Наибольшего внимания достойна уже сама предложенная тема аукционирования: гравюра. Материал, который является полноправным разделом четко структурированного антик-рынка на Западе, а у нас до сих пор пребывает в роли "падчерицы". Тому есть несколько причин. Во-первых, гравюра - материал не слишком эффектный, не бьющий в глаза роскошью навороченного Фаберже или морской громадой Айвазовского. Чтобы понимать и ценить гравюру, необходимы некие эстетизирующие наклонности в реципиенте, которые, понятно, у новых русских покупателей развиты недостаточно сильно. Во-вторых, и это, может быть, главное, с точки зрения дилера, "искусство бумаги" менее привлекательно по части прибыли (маржи). Ведь различие в ценах между, скажем, собственноручным офортом Валентина Серова и его же собственноручным живописным произведением достигает нескольких десятков раз. А ведь дилер работает на проценте от общей суммы. Вот и получается, что с живописью работать гораздо выгоднее, да и круг потенциальных покупателей значительно шире.
Так что в какой-то степени усилия Лаптевой и Зайцева выглядят попытками культуртрегерства, то есть воспитания и формирования отечественного рынка старины. И, надо признать, что на этом пути они уже преуспели. Напомню, что первый графический аукцион эти же устроители провели года два назад в Центральном доме художника (тогда они работали под эгидой галереи "Зал # 1"). Многие сочли его тогда неуспешным, в частности, были претензии по части начальных цен, которые казались завышенными. Сами же организаторы говорят сейчас, что со временем они оправдали свои затраты на те торги (я всегда говорю о том, что сама публикация аукционного каталога является сильнейшим двигателем торговли, который "играет" еще в течение длительного срока и помогает распродавать коллекцию). По крайней мере один результат налицо: 21 сентября Алексей Зайцев выйдет на трибуну, чтобы отстучать 220 лотов печатной графики.
Каталог условно поделен на два раздела. Первый - это виды русских и европейских городов, географические карты, костюмы и униформы, жанровые сценки, листы ботанических атласов, то есть в основном так называемый "интерьерный" материал. Это материал, позволяющий создавать стильный дизайн интерьеров, а также подходящий для своего рода "подарочного фонда". Лоты, помещенные в этом разделе, озаглавленном "Печатная графика XVIII-XIX вв.", располагаются в оценочном диапазоне от 15-20 до 300-400 долл. Здесь практически проиллюстрирована история гравюры от начала ее изобретения.
Гравюры - живые свидетели эпох. Из московского вида начала XIX века можно узнать, как выглядел в то время знаменитый храм или как одевались разносчики пирожков. По карте - проследить, какие города отсутствовали на ней в конце XVIII века просто потому, что еще не были построены. Гербарии рассказывают удивительную историю растений, половина из которых даже не упомянута в современных ботанических атласах.
Второй раздел - авторские произведения старых мастеров, имеющие высокую историко-художественную ценность, что во всех случаях подтверждено заключениями экспертов. Назову некоторые из лотов этого стринга.
Тремя гравюрами с изображениями всадников представлен немец XVIII века И.-К. Ругендас (оценка по 200-300 долл.), один офорт с характерными изображениями коров (150-200 долл.) принадлежит резцу его отца Георга Ругендаса (II пол. XVII в.). 18 офортов Иоганна Сандрарта (II пол. XVII в.) из серии "Фигуры" по оригиналам Сальватора Розы выставляются на торги с оценкой по 100-150 долл. за лист.
Строгая лаконичность отличает гравюры голландца Х. ван Сваневельта. Пять больших видов Рима (15х24; 17х27) оцениваются по 200-250 долл. Четыре малых вида (10х17) - по 100-150 долл. Тонко прорисованные пейзажи француза Доминика Денона выставляются на торги с оценкой от 100 до 300 долл. Большой офорт с видом римского храма работы итальянца Франческо Пиранези получил эстимейт 1,8-2 тыс. долл. В небольшом голландском разделе - симпатичный офорт ван дер Влита "Танцующая со скрипкой" (9,1х6,4; I треть XVII в.; 300-400 долл.) и несомненный топ-лот аукциона: "Портрет Клемента де Енге, издателя и продавца гравюр" Рембрандта Харменса ван Рейна. Этот офорт величиной 20,7 на 16,2 см является 4-м состоянием из 6 известных. Оттиск с авторской доски 1651 г. датируется 1860 г. Экспертизу листа провела известный исследователь Эмилия Бурцева из ВХНРЦ им. Грабаря. Лист оценивается в 1,5-2 тыс. долл.
В отдельный раздел выделены 9 гравированных портретов русских самодержцев, среди них прижизненные портреты Михаила Федоровича (600-800 долл.) и Алексея Михайловича (600-700 долл.) из знаменитой коллекции князя К.Нарышкина.