0
805
Газета Антиквариат Интернет-версия

20.09.2002 00:00:00

От Рембрандта до русских царей

Тэги: аукцион, гравюра


Завтра состоится первый в новом антикварном сезоне специализированный аукцион. В 14.00 он начнется в помещении антикварной галереи "На Софийской". Аукцион носит название "Старинные гравюры и карты" и получил третий порядковый номер в череде торгов, которые собираются регулярно - 3-4 раза в год - проводить руководители "Антиквариата на Софийской" Виктория Лаптева и Алексей Зайцев.

Наибольшего внимания достойна уже сама предложенная тема аукционирования: гравюра. Материал, который является полноправным разделом четко структурированного антик-рынка на Западе, а у нас до сих пор пребывает в роли "падчерицы". Тому есть несколько причин. Во-первых, гравюра - материал не слишком эффектный, не бьющий в глаза роскошью навороченного Фаберже или морской громадой Айвазовского. Чтобы понимать и ценить гравюру, необходимы некие эстетизирующие наклонности в реципиенте, которые, понятно, у новых русских покупателей развиты недостаточно сильно. Во-вторых, и это, может быть, главное, с точки зрения дилера, "искусство бумаги" менее привлекательно по части прибыли (маржи). Ведь различие в ценах между, скажем, собственноручным офортом Валентина Серова и его же собственноручным живописным произведением достигает нескольких десятков раз. А ведь дилер работает на проценте от общей суммы. Вот и получается, что с живописью работать гораздо выгоднее, да и круг потенциальных покупателей значительно шире.

Так что в какой-то степени усилия Лаптевой и Зайцева выглядят попытками культуртрегерства, то есть воспитания и формирования отечественного рынка старины. И, надо признать, что на этом пути они уже преуспели. Напомню, что первый графический аукцион эти же устроители провели года два назад в Центральном доме художника (тогда они работали под эгидой галереи "Зал # 1"). Многие сочли его тогда неуспешным, в частности, были претензии по части начальных цен, которые казались завышенными. Сами же организаторы говорят сейчас, что со временем они оправдали свои затраты на те торги (я всегда говорю о том, что сама публикация аукционного каталога является сильнейшим двигателем торговли, который "играет" еще в течение длительного срока и помогает распродавать коллекцию). По крайней мере один результат налицо: 21 сентября Алексей Зайцев выйдет на трибуну, чтобы отстучать 220 лотов печатной графики.

Каталог условно поделен на два раздела. Первый - это виды русских и европейских городов, географические карты, костюмы и униформы, жанровые сценки, листы ботанических атласов, то есть в основном так называемый "интерьерный" материал. Это материал, позволяющий создавать стильный дизайн интерьеров, а также подходящий для своего рода "подарочного фонда". Лоты, помещенные в этом разделе, озаглавленном "Печатная графика XVIII-XIX вв.", располагаются в оценочном диапазоне от 15-20 до 300-400 долл. Здесь практически проиллюстрирована история гравюры от начала ее изобретения.

Гравюры - живые свидетели эпох. Из московского вида начала XIX века можно узнать, как выглядел в то время знаменитый храм или как одевались разносчики пирожков. По карте - проследить, какие города отсутствовали на ней в конце XVIII века просто потому, что еще не были построены. Гербарии рассказывают удивительную историю растений, половина из которых даже не упомянута в современных ботанических атласах.

Второй раздел - авторские произведения старых мастеров, имеющие высокую историко-художественную ценность, что во всех случаях подтверждено заключениями экспертов. Назову некоторые из лотов этого стринга.

Тремя гравюрами с изображениями всадников представлен немец XVIII века И.-К. Ругендас (оценка по 200-300 долл.), один офорт с характерными изображениями коров (150-200 долл.) принадлежит резцу его отца Георга Ругендаса (II пол. XVII в.). 18 офортов Иоганна Сандрарта (II пол. XVII в.) из серии "Фигуры" по оригиналам Сальватора Розы выставляются на торги с оценкой по 100-150 долл. за лист.

Строгая лаконичность отличает гравюры голландца Х. ван Сваневельта. Пять больших видов Рима (15х24; 17х27) оцениваются по 200-250 долл. Четыре малых вида (10х17) - по 100-150 долл. Тонко прорисованные пейзажи француза Доминика Денона выставляются на торги с оценкой от 100 до 300 долл. Большой офорт с видом римского храма работы итальянца Франческо Пиранези получил эстимейт 1,8-2 тыс. долл. В небольшом голландском разделе - симпатичный офорт ван дер Влита "Танцующая со скрипкой" (9,1х6,4; I треть XVII в.; 300-400 долл.) и несомненный топ-лот аукциона: "Портрет Клемента де Енге, издателя и продавца гравюр" Рембрандта Харменса ван Рейна. Этот офорт величиной 20,7 на 16,2 см является 4-м состоянием из 6 известных. Оттиск с авторской доски 1651 г. датируется 1860 г. Экспертизу листа провела известный исследователь Эмилия Бурцева из ВХНРЦ им. Грабаря. Лист оценивается в 1,5-2 тыс. долл.

В отдельный раздел выделены 9 гравированных портретов русских самодержцев, среди них прижизненные портреты Михаила Федоровича (600-800 долл.) и Алексея Михайловича (600-700 долл.) из знаменитой коллекции князя К.Нарышкина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1785
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3763
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2818
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2299

Другие новости