Закончился третий Антикварный салон в Санкт-Петербурге... По отзывам московских антикваров, специально приезжавших в Питер в дни его работы, Салон оказался успешным: большинство участников отбили затраченные суммы. А в предпоследний день Салона присутствовавших ожидало главное развлечение антикваров - аукцион! Я поставил восклицательный знак, потому что торгов в "столице русского антиквариата", как принято называть Петербург, не было уже несколько лет. Между тем понятно, что именно аукцион является квинтэссенцией антикварной торговли, определителем цен, показателем уровня развития рынка и так далее.
Взялась за это дело новая фирма - "Петербургский аукционный дом", впервые объявившая о своем создании на прошедшем весеннем Салоне в Москве. Любопытно, что первоначально никто из тех, кого я спрашивал, ни московские, ни, что странно, питерские, толком не знал, кто стоит за новым домом. У крупных дилеров сложилось мнение, что начинание это обречено на неуспех, так как занимаются этим люди не вполне компетентные. Но, как бы то ни было, аукцион # 1 ПАД уже провел. Проходил он там же, где и сам Салон, в здании Российского этнографического музея. Зал был набит битком, присутствовали человек сто. Покупали в основном и местные, питерские, причем (что характерно) опять же покупатели "широким массам антикваров" были неизвестны в лицо (вообще-то этот мир достаточно замкнут, поэтому основные персонажи всем известны...). 205 лотов составили каталог: 42 иконы, немного гравюр, рисунков и миниатюр, около 50 живописных полотен; фарфор, стекло, немного серебра, подсвечники, 5 скульптур и 6 каминных часов. Набор традиционный, с некоторым перекосом с сторону прикладных вещей.
Отмечу некоторые эталонные результаты. Безусловно, лучшая из икон - "Григорий Богослов" ярославской школы, датированная XVII веком, большого размера (83х35) и прекрасного состояния - оценивалась предварительно в 12-15 тыс. долл. Старт был назначен в 8 тыс., а конечным результатом явились 20 тыс. долл., уплаченные новым владельцем иконы. Это оказалась самая крупная покупка аукциона. Не ушли Бровар "Зимняя деревня" (72х44) с оценкой 2,5-3,5 тыс. долл.; Сычков "Повозки на переправе" (54х104) за 3,5-4,5 тыс.; Сверчков "Пурга" (47х38) за 5,5-6 тыс.; Зоммер "Пастух со стадом овец" (53х89) за 6,5-7 тыс. А еще один Зоммер был продан - "Всадники" (35х47) ушли по старту за 5 тыс. долл. Не продан всем известный "Крымский пейзаж с саклей" Кондратенко (59х88), оцененный в 9-10 тыс. Та же участь подстерегла "Рассвет над озером" Крыжицкого (60х107), эстимейт которого составлял 45-50 тыс. долл. "Прокатили" и пейзаж В.Маковского "У реки" (89х134), чья первоначальная оценка была самой высокой: 70-80 тыс. А самой крупной покупкой в живописной части аукциона оказался заочный бид "последователя Анри Матисса; Франция; 30-е годы XX века". Большой "Портрет Лидии Дилекторской" (70х90) продан за 30 тыс. долл.
Таковы основные результаты первого аукциона ПАДа. Будут ли следующие и оправдаются ли сомнения специалистов по поводу перспектив новой аукционной структуры - покажет время.