С 1 по 5 мая в одном из крупнейших в Швейцарии выставочном комплексе - женевском Палэкспо - в одиннадцатый раз проходила международная ярмарка современного искусства. Скульптура и живопись, рисунок и гравюра - почти 360 художников из 22 стран представляли искусство "во всей свободе" (l"art en toute liberte), по выражению Патрика Баррера, вице-президента "ЕвропАРТ" и ее бессменного с 1982 года организатора. В прошлом году выставку посетили 55 тыс. человек, которые унесли домой более 500 произведений современного искусства. Лозунг ярмарки "Art in all freedom", который я бы перевел как "Искусство во всех его проявлениях", предполагает, по словам П.Баррера, "другой способ показать, посмотреть, собрать, открыть, предпочесть, выбрать, встретить, купить┘ то есть другой способ для участников современной художественной жизни встретиться с широкой публикой".
Таким образом, уже по определению ярмарка эклектична, что, может быть, и является ее достоинством. С другой стороны, ее другим достоинством, как бы стержнем, оказывается выставка "Откуда ты пришел", где показаны произведения художников, предложенных государствами, в которых эти художники живут и работают. В этом году такой чести были удостоены семь государств - Южная Африка, Бразилия, Болгария, Венгрия, Израиль, Перу и Руанда, которые пользовались статусом "почетных гостей" ярмарки. Художники из семи указанных стран образуют как бы ядро ярмарочной экспозиции, находясь в "круге первом". Второй круг (наибольший по количеству имен) образуют художники, представленные "своими" галереями. В третьем же круге (самый малочисленный) находятся пять московских художников, привезенных в Женеву "ветераном" "ЕвропАРТ" художником Владимиром Петровым-Гладким.
В конце апреля ваш автор летел из Москвы в Женеву одним рейсом с московским художником. Который, едва успев подтвердить свое уже четвертое участие в "ЕвропАРТ", поспешил сообщить, что везет на ярмарку "классика" русского современного искусства - Александра Ильича Калугина. Наряду с А.Калугиным Петров-Гладкий вывез в этот раз в Женеву еще троих московских художников - Николая Бондарева, Надежду Северину и Ольгу Орлову. Художников разных, представляющих различные направления развития современной московской школы живописи.
Все эти русские художники в отличие от художников первого и второго кругов приехали в Женеву за свой собственный счет. Учитывая, что цена стандартного стенда в 16 кв. м. (есть также стенды в 24,32 и
48 кв. м.), на котором можно разместить максимум 20 полотен, равняется 6272 швейцарских франков или 392 шв. фр. за квадратный метр (в одном случае на стенде выставлялись три, а во втором - два художника), к которой следует добавить транспортные расходы, расходы на проживание в гостинице и просто пропитание, то получается значительная сумма. Для художников, материальное положение которых резко ухудшилось после "черного" августа 1998 г., участие в "ЕвропАРТ" потребовало не только значительных усилий, но и определенных жертв. Лишь в одном случае Александра Калугина участие в престижной международной ярмарке современного искусства было полностью обеспечено просвещенным московским бизнесменом-меценатом, назовем ее только по имени - Ириной. И ее решение поддержать художника в трудные времена, предоставив ему возможность приехать и выставить свои произведения на "ЕвропАРТ", себя оправдало. Работы Калугина (7 - масло и десяток офортов) произвели большое впечатление на интернациональную женевскую публику. Стенд, на котором Калугин выставлялся совместно с Петровым-Гладким, по нашим наблюдениям, был одним из самых посещаемых на ярмарке. Что же касается продаж, то было продано две работы маслом - "Маки" за 2400 шв. фр. и "Сосна на берегу реки Унжи" за 1000 шв. фр., и один офорт - та же самая "Сосна" за 600 шв. фр. Несколько продаж было также у Николая Бондарева и Надежды Севериной (от 600 до 1000 шв. фр.). Естественно, этими продажами ни один из русских ху-
дожников - участников
"ЕвропАРТ" даже своих расходов по участию в ней не оправдал. Но, как сказал Александр Калугин, участие в ярмарке оправдало себя уже тем, что
в ходе нее удалось познакомиться и установить контакты как с любителями современной русской живописи, так и с коллекционерами и галеристами, проявившим большой интерес к его работам. К этому можно добавить, что, будь цены на работы московских художников ниже хотя бы примерно на треть, они несомненно вызвали бы у швейцарских покупателей гораздо больший интерес.