0
939
Газета Антиквариат Интернет-версия

24.05.2002 00:00:00

Аукцион в условиях всеобщего отдыха

Тэги: австрия, вена, торги, аукцион


Аукционный дом Доротеум - это, как гласят рекламные слоганы, "крупнейший аукционный дом Центральной Европы". А также это еще и "старейший из главных аукционных домов мира". Датой его основания считается 1707 год. Не будем перечислять все технические данные современного состояния крупнейших центральноевропейских антикваров, для нас важнее, что австрийцы - единственные на континенте, кто регулярно проводит специализированные русские торги. (Кристис и Сотбис стоят особняком, поскольку островитяне дважды в год торгуются за русское у себя на Британских островах, а еще иногда, не столь регулярно, - в Америке.) Австрийцы же столь трогательным и стабильным интересом к искусству далеких восточных соседей уже заслуживают максимального к себе внимания со стороны российских операторов антикварного рынка. Поэтому ваш корреспондент и счел необходимым лично присутствовать на очередном венском аукционе "Русское искусство" (Russische Kunst); засвидетельствовать свое почтение главному устроителю специализированных русских торгов доктору Герти Дрекслер; сравнить аукционную практику лучших домов Москвы, Лондона и Вены.

Столица Австрии в конце апреля оказалась городом цветущей сирени и тюльпанов самых немыслимых оттенков, городом, в котором каждый второй прохожий идет, уткнувшись в путеводитель, где прогулка по центру представляет собой плавное перемещение из одного небольшого парка в другой, и в каждом из парков между бесчисленными фонтанами и статуями Моцарта и Штрауса на идеально ровной, зеленой и чистой траве с раннего утра до позднего вечера лежат аборигены, читают, загорают, но чаще - спят. Почему-то более всего мучаешься вопросом: когда же и кто у них работает, если столько народу круглый день напролет вповалку спит по паркам? Кажется, местные жители все же предпочитают пассивный отдых, если учесть солидную наполняемость бесконечных цепочек кафе и ресторанов, а также тот неприятный для россиянина факт, что все городские магазины, включая продуктовые, поголовно закрываются в 5 часов вечера. Успешное проведение аукционов в условиях столь явной "креативной пассивности" населения вызывало понятные сомнения. Надеяться оставалось только на наших пассионарных компатриотов...

...Увы! 1 мая в день государственного праздника Австрийской республики улицы Вены оказались буквально заполнены соотечественниками. Родная речь слышалась на каждом углу. Большие группы и маленькие компании осуществляли видеосъемку, прослушивали экскурсии и вообще осуществляли туроперацию с названием типа "Голубой Дунай" (разве что в кафе наших не было - не любят россияне за границей посещать общепит). А вот днем раньше, 30 апреля, когда и состоялся аукцион "Russische Kunst", Вена еще была городом, свободным от русского языка. Не говорил по-русски и аукцион Доротеума.

В аукционном зале я насчитал лишь 5-6 русскоговорящих дам и господ. Сам зал, рассчитанный на 170 сидячих мест, выглядел довольно пусто. Так, за 5 минут до объявленного начала торгов здесь было всего-то 9 человек. Постепенно зрители подтягивались, и к 17-му лоту их количество достигло апогея: около 30 человек. Большинство - зрители, преимущественно туристы, интересующиеся даже не русским искусством, а процессом аукционной продажи вообще. Характерная сценка: какой-то японец заглянул в середине торгов, даже не взяв карточку, поднял руку, купил за 2 тыс. евро пейзажик Васильковского 920х33), тут же оплатил и удалился. Всего, с приблудным японцем вместе, в зале торговались человек пять, все же остальные покупки сделаны по телефону и по заочным поручениям.

Само место проведения аукциона выглядит впечатляюще, особенно в сравнении с подобными московскими структурами. Обычное для Вены шикарное многоэтажное здание Пале Доротеум, выстроенное в 1901 году в необарочном стиле известным австрийским столичным архитектором Эмилем Риттером фон Фостером, расположено в самом центре города на Доротеергассе, в трех минутах ходьбы от знаменитого музея Альбертина и в пяти минутах - от императорского дворца Хофбург. Огромные вестибюли и мраморные лестницы, экспозиционные залы, буквально переполненные ювелиркой (именно на этом виде искусства особо специализируется аукционный дом). Более 600 аукционов в год, отделения по всей Австрии и в Праге; даже в Москве у Доротеума есть свой представитель! Традиционный западный профессионализм ведущего аукционатора - никаких запинаний, затяжки торгов, суммы в нескольких валютах появляются на специальном экране очень быстро. (Мне особенно понравился легкий звоночек, раздающийся в случае, если вещь не продана, и звучный удар колокола в случае ухода лота.) По ходу ведения смущали, пожалуй, лишь два момента: австрийский немецкий язык ведущего, с обилием шипящих звуком, к чему надо было привыкнуть, да еще странная тяга к полному произнесению фамилий-имен-отчеств выставляемых художников. Аукционатору явно доставляло какое-то садистическое

наслаждение воспроизведение чего-то вроде "Dimitri Gregoriowitsch Lewitzky" или "Graf Wladimir Jeopidowitsch Murawjow".

Количественно результаты аукциона выглядят так: продано 64 лота из 210, то есть 30%. Общий объем продаж составил 156 тыс. евро. Результаты, конечно, не слишком впечатляют. Что же касается качества выставленных работ, я уже писал, что оно столь же невысоко. Самой крупной продажей русского аукциона Доротеума оказался портрет Екатерины II работы "школы Левицкого", проданный за 18 тыс. евро. Еще один лот превысил десятитысячный рубеж: за картину Николая Загорского "Домашний концерт" (81х111; 1881) торговля началась на отметке 5,5 тыс. евро, а закончилась на сумме в 11 тысяч евро. За 9 тыс. евро куплен "Вид Троице-Сергиевой лавры" (51х61), подписанный Юоном, однако при ближайшем рассмотрении вызывающий большие сомнения в подлинности. До 7 тыс. евро со старта в 3,5 тысячи поднялась бледная акварель Гончаровой (48х33), изображающая, правда, пейзаж каких-то венских окрестностей. Вот, пожалуй, и все наиболее интересные события венского аукциона "Русское искусство". Стоит еще упомянуть "Идиллический садовый пейзаж" работы Гавриила Кондратенко (113х141), который еще в Москве, судя по каталогу, многие считали лучшим лотом аукциона. При "живом взгляде" на картину она оказалась столь же хороша. Это полотно было куплено всего за 4,5 тыс. евро. Несомненно, в Москве ее цена была бы вдвое, а то и втрое выше.

Так что поездка в Вену за русским искусством оказывается делом скорее невыгодным, хотя и приятным во всех отношениях. Очевидно, что стать признанным лидером русских продаж в Европе австрийцам пока не удается. Что-то надо менять дому Доротеум в политике привлечения покупателей, в первую очередь русских, а особенно в подборе материала. Но уже одна только стабильность проведения специализированных русских торгов в Австрии достойна всяческого уважения и поддержки, пусть хотя бы моральной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1808
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3790
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2843
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2317

Другие новости