В следующий вторник, 30 апреля, в столице Австрии Вене состоится аукцион дома Доротеум под названием "Russische Kunst (Русское искусство)". Специализированные торги такой направленности один из крупнейших домов континентальной Европы проводит достаточно регулярно: обычно австрийцы стараются продавать "русское искусство" дважды в год, весной и осенью, однако прошлый октябрь они пропустили, "чтобы лучше подготовиться к весенним торгам". Следует отметить, что "русские торги" являются единственными специализированными национальными торгами в системе Доротеума, остальной антиквариат разделяется исключительно по тематическому принципу. Так что понятно внимание, которое уделяют российские операторы венским аукционам.
Надо сказать, что, если судить по каталогу и сравнивать с аналогичными русскими аукционами британских законодателей антикварной моды из Кристис и Сотбис, венский Доротеум выдерживает такое сравнение. До качества последних русских Сотбис он явно не дотягивает, однако с русским Кристис находится на одном уровне (увы, не слишком высоком) и по размеру, и по значимости коллекции. Разве что у последнего Кристис было побольше сомнительного Фаберже, а вот живопись с первого взгляда в Вене будет даже получше.
Всего в каталог русского Доротеума включено 210 лотов. 37 - это иконы, скульптура и разнообразное декоративно-прикладное искусство (в том числе десяток лаковых дореволюционных шкатулок). Здесь интересным выглядит бронзовая "Большая тройка" с подписью Грачева и отливщика Верфеля (95х54х45; ок. 1880 г.), оцененная предварительно в крупную сумму в 33-40 тыс. долл. Еще около 100 лотов - это произведения художников середины и второй половины XX века, причем преимущественно украинского происхождения, с фамилиями, ничего не говорящими наблюдателям российского антикварного рынка. И лишь первые 70-75 лотов представляют собственно старое искусство или антиквариат в общепринятом понимании.
К огромному разочарованию любого, кто впервые знакомится с каталогом русского Доротеума, лоты буквально пестрят пометами: "мастерская такого-то", "школа┘", "последователь┘", "приписывается┘" и т.д. и т.п. Это, конечно, не прибавляет доверия к венским атрибуциям русского искусства, но по крайней мере выглядит честным. Лот # 1 - Левицкий (мастерская) "Портрет Екатерины II" (80х67) - 13-20 тыс. долл. Лот # 3 - Суриков (приписывается) "Боярышня с отцом" (134х61) - 4,4-5,3 тыс. Лот # 4 - Александр Иванов (последователь) "Портрет Гоголя" (23х19) - 1,5-1,8 тыс. Александр Орловский (последователь) "Тройка" (26х38) - 1,2-1,5 тыс. И так далее, и так далее┘
Вместе с тем многие лоты выглядят весьма корректно с точки зрения атрибуции и в то же время достаточно недороги по московским меркам (есть возможности получения прибыли - маржи - при последующей перепродаже в России). Я, например, насчитал не менее 19 предметов, которые могли бы выглядеть привлекательно для московского рынка. Так что продвинутые покупатели, на мой взгляд, вполне могут ездить в Вену покупать антиквариат.