В прошедшую субботу состоялся долгожданный аукцион "Продажа коллекции Инкомбанка", который провел дом Гелос. Мы впервые писали о том, что Гелос собирается продавать собрание крупного обанкротившегося банка еще в феврале 2001 года. И вот, пройдя длительный путь всевозможных согласований, эта коллекция наконец попала на открытые торги. Но не вся: топ-лот в лице "Черного квадрата" работы Казимира Малевича на торги так и не вышел. Президент аукционного дома Олег Стецюра озвучил перед началом торгов официальную версию отказа от продажи "Квадрата". Согласно письму Конкурсного управляющего ОАО АБ "Инкомбанк" А.Есина, датированному 11 апреля, "решением Комитета кредиторов банка от 6 февраля 2002 г. картина... передана Государственному Эрмитажу для проведения экспертизы". "На 11 апреля 2002 г. экспертиза и оценка картины К.Малевича... не завершены".
Здесь сразу возникает масса вопросов: почему именно Эрмитажу доверена "экспертиза", ведь три оставшихся варианта "Квадрата" находятся на хранении Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в том же Петербурге, нет ли здесь чьей-нибудь "руки"; а главное, как Эрмитаж может дать "оценку" картине (ведь имеется в виду рыночная стоимость произведения, а к рыночной деятельности государственный музей не имеет никакого отношения)... Эти вопросы оставались без ответа. Также вызывало недоумение приложенное к пресс-досье аукциона письмо заместителя руководителя департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ В.Петракова от 10 апреля, в котором говорилось, что Минкульт поставил картину "на государственный учет... как памятник истории и культуры". А в соответствии с законом "продажа, дарение или иное отчуждение" подобных памятников "допускается с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников". При этом при продаже "государство имеет преимущественное право покупки". Заканчивается письмо следующей фразой: "В связи с вышеизложенным предлагаем вам снять данную картину с открытых торгов". Похоже было, что увидеть "Квадрат" в открытой продаже народу не суждено...
Интересно, что Минкульт второй раз подряд выступает с "предложением" о снятии полотна с торгов Гелоса. Месяц назад по подобному письму, пришедшему вообще за день до даты аукциона, фирма вынуждена была снять фреску работы Репина из-за возникших имущественных споров. Теперь - история с Малевичем. Очень часто Министерство культуры стало выполнять запретительные функции. А ситуация с "Черным квадратом" прояснилась уже во вторник. По информации, полученной мной от В.Петракова, в этот день на имя министра культуры РФ пришло письмо из Санкт-Петербурга от директора Государственного Эрмитажа М.Пиотровского с просьбой передать "Квадрат" именно Эрмитажу. Картина призвана оформлять вводную часть экспозиции нового "Отдела искусства XX века", который должен располагаться в недавно полученном эрмитажниками здании Генерального штаба на Дворцовой площади. Вот все и разъяснилось: и "экспертиза", и "оценка"... Вещь, несомненно, будет выкуплена без всякого аукциона (возможность варьировать формы продажи имущества у Конкурсного управляющего есть, а, думается, министерству он не откажет). По словам Петракова, "цена будет достойной", но все же наверняка не столь высокой, как было бы в случае аукционной продажи. Деньги заплатит известный "друг Эрмитажа" В.Потанин. В общем, все будут довольны, даже, возможно, аукционный дом Гелос, который, хотя и не получит "Квадрата" для продажи, зато уже приобрел громадное паблисити.
Перейдем же к делу, то есть к самому аукциону. 183 лота, выставленные на продажу в субботу, составляют лишь десятую часть крайне неровного и неоднозначного собрания лопнувшего банка. Оставшиеся больше тысячи произведений "немузейного уровня" уже вовсю распродаются на еженедельных дилерских торгах Гелоса. Теперь дошла очередь и до предметов "музейно-коллекционного уровня". Они, надо сказать, не подкачали. 105 лотов было продано, из них 71 - с превышением стартов. Стартовая оценка всей коллекции 13 апреля составила сумму 761 100 долларов. А конечная выручка за проданные лоты достигла рубежа 1 млн. 346 тыс. 420 долл. (!). Результат однозначно следует признать крайне положительным. А уж массмедийное внимание к аукциону с лихвой перекрыло предполагаемые затраты фирмы на раскрутку торгов. Столько телекамер в зале - вещь невиданная (и, между прочим, правилами аукционов запрещенная: в торговом зале снимать нельзя - это один из главных принципов аукционной торговли). В этот раз, однако, никто не возмущался - похоже, потенциальные покупатели не опасались телеразоблачений.
Хитами, в отсутствие "Квадрата", естественно, стали два других Малевича: "Автопортрет" и "Портрет жены". Эстимейт первого составлял 350-380 тыс. долл., второго - 60-65 тысяч. Первый со старта 300 тыс. скакнул вдвое, до 600 тыс. долл. Второй поднялся с 50 до 90 тысяч. Оба полотна купил один номер, по единодушному мнению знакомых журналистов, принадлежавший представителям Музея современного искусства на Петровке, 25, то есть, говоря другими словами, представителем Зураба Церетели. Он оказался самым, если так можно выразится, "оптовым" покупателем: всего купил 24 лота на общую сумму 827 690 долларов (!). А вообще-то участников торгов было необычно много. Всего отмечено 22 номера, купивших лоты, то есть 22 покупателя. Причем, что показательно, все до одного были настоящими, реальными покупателями, без какой-либо "разгонки" и "подставы", свойственной обычным аукционам.
Из интересных результатов отметим следующие. Двусторонний натюрморт Фалька (57х71; датирован 1910 и 1946 гг.), стартовавший с 12 тысяч, вырос в результате до 48 тыс. долл. (куплен все тем же современным музейщиком). Еще сильнее выросла в цене невнятная картина Удальцовой "Алтай. Всадники" (80х89), датированная довольно поздним 1932 годом. Ее кратность оказалась равна 11 (!) - со старта 5 тыс. до конечного результата в 55 тыс. долл. Вообще стринг "Лидеры русского авангарда" разошелся очень живо: помимо малевичей, ушли все пять поздних удальцовых, оба поздних лентулова, неплохие Древин и Бурлюк (картина последнего "Жизнь казака" (43х53), датированная 1910-ми годами, выросла с 18 до 42 тыс. долл.). Столь же повышенным спросом пользовался "фотоблок", где лидировали пять современных отпечатков с авторских негативов Родченко (от 1,5 до 3,2 тыс., - дороговато для современного материала).
Очень любопытные результаты достигнуты при продаже стринга "Новый авангард России". Из 76 лотов продано 37, почти половина. По окончании торгов, на которых, кстати, присутствовало необычно много актуальных художественных критиков, эти самые критики обвиняли Гелос в "расшатывании рынка современного искусства". Имелось в виду, что цены на произведения многих современных художников показались актуальным критикам сильно завышенными. В качестве примера завышенных цен можно привести полотна Нестеровой ("Поднос с серебром"; 90х61) - 10 тыс. и Плавинского ("Теорема Пифагора-1"; 100х83) - 12 тыс. долл., три композиции Штейнберга (143х143 и два по 141х141) - 14, 13 и 12 тыс. и три обычных цветка Яковлева ## 02, 05, 07 (бумага; 84х58) - два по 8,5 и один за 9 тыс. долл. Актуальным художественным критикам логично возражали представители продававшей стороны: "Это аукцион. Он сам устанавливает цены".